Ход промысла икряной сельди в Западной Канаде
Промысел нерестовой сельди на тихоокеанском побережье Канады в первой половине марта 2008 года развивался медленно, но к середине месяца его ход заметно ускорился и в основном промысловом районе в прол. Джорджии квота жаберного промысла была выбрана уже более чем на 60%. Тем не менее, и этот показатель оценивался японскими импортерами как невысокий, что они объясняли относительно слабой заинтересованностью и промысловиков, и береговых переработчиков в работ с нерестовой сельдью в условиях ослабленного состояния японского рынка. Такая информация поступила в https://www.fishnet.ru/ с российского ДВ со ссылкой на японские источники по состоянию на 19.03.2008 г.
Квота жаберного промысла в этом районе составляет лишь несколько более 4,0 тыс.т (4,43 тыс. коротких тонн, или 907 кг). Промысловый сезон был открыт 26 февраля и к началу марта вылов приблизился к уровню 2,0 тыс.т, но затем ход промысла замедлился и стал восстанавливаться только к середине месяца. при этом импортеры отмечали, что промысловая обстановка сама по себе не могла считаться неблагоприятной, подходы сельди были достаточно активными и никаких технических препятствий для промысла фактически не было (хотя и упоминались сложные погодные условия). На это же указывали и данные о том, что квоты кошелькового промысла в этом же районе были полностью выбраны довольно быстро и вылов достиг уровня 5,8 тыс.т с небольшим переловом.
В нынешнем году на канадском промысле тихоокеанской сельди помимо южного промыслового района в прол.Джорджии квоты получили и промысловики, базирующиеся в северной части побережья. Здесь общая квота кошелькового и жаберного промыслов составляет чуть более 1,5 тыс.т. При этом японские импортеры считают, что особых перспектив промысел в этом районе не имеет, поскольку переработчики слабо заинтересованы в поставках сырца из этого достаточно отдаленного района.
Суммарная же квота канадского промысла составляет всего 12,5 тыс. кор.т, или 11,34 тыс.т, что несколько больше вылова в сезоне 2007 г. В прошлом году реальный вылов на кошельковом и жаберном промыслах в сумме ограничился уровнем всего 10,5 тыс.т (около 11,6 тыс. кор.т), и импортеры сильно сомневаются в том, что в нынешнем году может быть взято больше, поскольку по-настоящему благоприятных перспектив для продаж в Японию по-прежнему нет, так как процесс оздоровления ситуации с реализацией соленой икры сельди на японском рынке фактически еще не начался и признаков восстановления активности конечного потребления также не наблюдается.
Нынешний промысловый сезон открылся в прол.Джорджии заметно раньше, чем прошлый. В 2007 г. жаберный промысел был разрешен с 4 марта, а кошельковый только с 12 марта, при этом квота жаберного промысла была выбрана еще до середины марта, а кошельковый промысел был приостановлен спустя два дня после начала и так затем и не возобновился и квоты не были выбраны полностью. Частично именно это стало поводом для раннего начала сезона, поскольку промысловики и переработчики были сильно недовольны опытом прошлого сезона, но, как отмечали импортеры, промысел нерестовой сельди в нынешнем году был начат все-таки слишком рано, качество сырца оставляло желать много лучшего и выход икры был на кошельковом промысле невысоким. Общей чертой вылова для жаберного и кошелькового промыслов было преобладание мелкой и средней сельди, а доля крупной сельди была небольшой.
Отмечается в этой связи, что канадские переработчики в ходе переговоров с японской стороной будут настаивать на повышении цен на икру в крупных и очень крупных ястыках, которая обеспечивает им наиболее серьезный доход от продаж в Японию, но импортеры даже в условиях сокращения предложения не смогут с легкостью пойти на принятие требований производителей, поскольку ситуация на японском рынке не создает возможностей для маневра ценами. Японские пользователи, как сообщалось, выдвинули перед импортерами свои требования, главным из которых было категорическое неприятие нового повышения уровня закупочных цен, поэтому положение импортеров перед началом переговоров по закупкам оценивается как исключительно сложное.
По мнению специалистов рынка, жесткое требование пользователей не допустить повышения закупочных цен было следствием опасений по поводу возможного увеличения объема поставок канадской продукции (икры сельди, в основном соленой) после увеличения квот. При этом фактором сильного дополнительного давления на рынок выступали перспективы реального увеличения вылова нерестовой сельди на аляскинском промысле в бух.Ситка (Юго-восточный район), поскольку канадские переработчики достаточно активно использовали и намерены, судя по всему, использовать аляскинское сырье для производства икры для японского рынка. Вероятность существенного роста вылова в этом районе стала восприниматься как очень высокая после того, как в феврале предварительная квота была увеличена по сравнению с той, которая была обнародована департаментом охоты и рыболовства шт.Аляска в декабре 2007 г., на 7%, или почти на 0,85 тыс.т. Теперь она составляет более 13,3 тыс.т (14,7 тыс. кор.т) и полный выбор такой квоты приведет к увеличению реального вылова по сравнению с сезоном 2007 г. сразу более чем на 25%, или почти на 3,0 тыс.т. Если учесть то, что по сравнению с сезоном 2006 г. вылов может увеличиться еще больше, почти на 4,0 тыс.т, тенденция роста становится весьма очевидной и даже в случае сохранения спроса на сельдь с промысла в районе Ситка со стороны альтернативных японскому рынков вероятность роста канадских закупок этого сырья с соответствующим ростом предложения икры для продаж в Японии все равно остается очень высокой, тем более что состояние запасов официально оценивается как достаточно хорошее.
В то же время отношение на японском рынке к работе с икрой сельди района Ситка как минимум не улучшилось. Специалисты рынка объясняют это ужесточением требований к отражению на розничных этикетках страны происхождения исходного продукта. Это означает, что японским производителям готовой соленой икры тихоокеанской сельди теперь приходится точно указывать, что это икра аляскинской сельди и поэтому в силу особенно чуткого отношения японских потребителей к такого рода моментам устанавливать цены на нее в близком к ценам на икру канадской тихоокеанской сельди они не рискуют, боясь резкого снижения активности спроса, как на оптовом, так и на розничном уровне.
Однако для канадских переработчиков, как считают импортеры, такие нюансы ситуации на японском рынке является не слишком важными (или не настолько важными, чтобы делать основополагающие выводы) и они наверняка будут резко против сильной дифференциации цен. В связи с этим импортеры опасаются больших осложнений в ходе предстоящих переговоров по закупкам в Западной Канаде из-за серьезных расхождений в ценовых позициях сторон, поскольку канадские производители после того, как приблизительно два года назад пошли навстречу пожеланиях японской стороны и резко ограничили объем производства, очень настойчиво пытаются занять сильные позиции на переговорах. Перспективы поставок икры тихоокеанской сельди российского (охотоморского) промысла оцениваются в нынешнем сезоне как довольно слабые и потому давления на рынок ее предложение, представленное обычно в том числе и продукцией китайского производства, японские пользователи особо не опасаются, хотя в предыдущие два-три сезона этот фактор был весьма заметным на рынке, однако продолжающийся рост вылова на аляскинском промысле подрывает уверенность пользователей в том, что суммарное предложение по-прежнему останется ограниченным и будет способствовать восстановлению конъюнктуры рынка.
Добавляли тревоги и сообщения о том, что американские производители вдруг и без особых, как подчеркивают японские импортеры и пользователи, посчитали, что состояние японского рынка икры сельди уже близко к оптимальному по их оценкам и стали проявлять очень необычный для послдних лет интерес к промыслу нерестовой сельди в бух.Тогиак (Бристольский зал.). Отсюда на японский рынок поступает мороженая сельдь, а не икра сельди, однако ориентированы эти поставки в первую очередь на рынок икры и поэтому рост общего предложения в случае увеличения этих поставок также становится практически неизбежным, подрывая основы той стабильности, которая стала, по мнению японских специалистов, результатом долгой работы именно над ограничением предложения.
Сообщается, что общая квота жаберного и кошелькового промыслов нерестовой сельди в Бристольском заливе хоть и сокращена по сравнению с квотой сезона 2007 г. на 3%, но значительно (более чем на 40%) превышает объем реального вылова в прошлом сезоне, составляя приблизительно 20,8 тыс.т (22,9 тыс. кор.т). При этом некоторые американские рыбопромышленники проявляли настолько высокий интерес к работе на этом промысле, что у многих японских импортеров и пользователей уже не почти не осталось сомнений в том, что на этот раз квоты будут выбраны полностью. По данным импортеров, на предстоящий сезон, который обычно начинается либо в конце апреля, либо в начале мая, уже запланировано возвращение в строй двух законсервированных береговых предприятий и, крое ме
того, один из переработчиков якобы намерен выставить на приемку сырца с этого промысла одно перерабатывающее судно. Если эти планы будут реализованы, то общая мощность переработки будет увеличена, по оценкам импортеров, приблизительно на 4,5-5,0 тыс.т. Это наверняка будет способствовать высокой промысловой активности и более или менее эффективному использованию квот. Японская сторона при этом считает, что при любом росте производства и поставок уровень закупочных цен необходимо будет обязательно снизить, но производители, напротив, уверены в возможности по крайней мере удержать цены от падения и эта уверенность базируется на факте повышения цен японских закупок в прошлом сезоне.
В 2007 г. средняя цена японского импорта мороженой сельди из США, почти полностью бристольской продукции, составила 190 иен/кг, или приблизительно US$1,60-1,70/кг, поднявшись по сравнению с 2006 г. на 40%, объем же импорта сократился практически на те же 40%, опустившись на уровень 16,0 тыс.т. Это сокращение производители также считают, по-видимому, благоприятным фактором, поскольку прошлогодних запасов из этих поставок у японских оптовиков и промышленных пользователей остаться уже не должно.