Ход промысла морского окуня в Северной Атлантике и ситуация с японскими закупками
Как сообщают японские источники, японские импортеры в первой половине мая 2008 года фактически еще не приступали к началу переговоров по условиям закупок клювача с промысла в море Ирмингер в нынешнем сезоне, поскольку сам промысел в Северо-Западной Атлантике еще не вышел из подготовительной стадии. Представители импортеров уже находились в контакте с производителями, однако пока эти контакты ограничивались в основном сбором информации о ходе промысла и качестве сезонной продукции и до выхода на разработку условий контрактов еще было далеко, поскольку темпы развития промысла оставались очень медленными. Такая информация поступила в https://www.fishnet.ru/ с российского ДВ со ссылкой на японские источники по состоянию на 15.05.2008 г.
Сообщалось, в частности, о том, что даже к концу первой декады мая информация о результатах работы российских, фарерских и литовских судов оставалась лишь эпизодической. Но при этом обращала на себя внимание противоречивость поступавшей информации, поскольку в некоторых сообщениях фигурировали данные об исключительно слабой промысловой обстановке и прекращении промысла отдельными судами, а часть сообщений была более ободряющей, так как в них говорилось о значительном улучшении промысловой обстановке приблизительно с середины первой декады мая и формировании некоторыми производителями конкретных планов начала отгрузок и продаж.
Японская сторона в этих условиях предпочитала не проявлять особой закупочной активности и не выказывать реального интереса к закупкам, тем более, что исландские производители планировали приступить к активной работе на промысле клювача только ближе к середине мая. Между тем, в обычные годы промысел морского окуня в Северо-Западной Атлантике начинался намного раньше, российские и некоторые другие суда приступали к нему еще с марта, а вслед за ними с начала апреля работать начинали и исландские производители. Таким образом, в нынешнем сезоне задержка с началом промысла превышает уже месяц и фактически может увеличиться до более серьезного срока, поскольку активность исландского флота резко падает уже в конце мая из-за празднования Дня рыбака (1 июня).
По мнению японских специалистов рынка, очень медленное развитие промысла клювача в нынешнем сезоне могла быть вызвана в первую очередь тем, что по-настоящему активного интереса к поставкам продукции нового сезона не было проявлено ни со стороны японского, но со стороны европейского рынка. По-видимому, большинство производителей посчитало слишком рискованным приступать к активному промыслу в условиях отсутствия надежных покупателей и уверенности в благополучных результатах продаж, а крайне высокий уровень цен на судовое топливо служил сильным дополнительным фактор проявления осторожности. Японские специалисты считают, что опасности полного отказа от промысла клювача, разумеется, нет, но основные производители сконцентрируют промысел на очень ограниченном по нормальным представлениям периоде промыслового сезона.
Сообщалось, в частности, что из числа российских судов только три-четыре дали информацию о начале работы на промысле клювача с последней декады апреля. Крайне небольшим было и количество работающих литовских и фарерских судов, поэтому потенциальных возможностей для быстрого увеличения объема закупок не было даже в случае реального улучшения промысловой обстановки. Однако и серьезных перспектив активизации спроса пока также не наблюдалось, поскольку ситуация на основных рынках в Европе и Японии была довольно слабой. По некоторым данным, особенно смущала российских и исландских производителей обстановка на европейском рынке, где резко изменился баланс спроса и предложения по рыбам с белым мясом. Значительно осложнились и перспективы китайских закупок, поскольку из-за проблем с ужесточением контроля за качеством экспортируемой из Китая в Японию потребности китайских переработчиков в закупках сырья нового сезона отодвигались приблизительно на два-три месяца.
Некоторые японские импортеры считают, что на активности исландского промысла могли сказаться изменения в международном регулировании промысла клювача. Общая квота на 2008 г. была оставлена на уровне 2007 г. и составляет 46,0 тыс.т, но для исландских судов она сокращена на 1,5 тыс.т, до 21,0 тыс.т. Однако проблема видится не в самом размере квоты, а в ее распределении по районам, поскольку доля основного района исландского промысла (зона 1) была сокращена с 82% до 65% и квота в этом районе была сокращена с 18,4 тыс.т до менее чем 13,7 тыс.т. Японские импортеры также в большей степени заинтересованы в закупках продукции этого района, поэтому исландские производители предпочли, по-видимому, сконцентрироваться на работе именно в этом районе и выжидают наступления наиболее благоприятного момента для этого, поскольку только в этом случае эффективность работы на промысле клювача при нынешнем невысоком уровне цен будет более или менее приемлемой.
В то же время у японских импортеров были свои причины для затягивания начала активных закупок. Основной из них было то, что у японских промышленных пользователей остаются достаточно большие запасы сырья прошлых сезонов и скорой активизации спроса с их стороны не прогнозировалось. Не менее важным моментом было то, что в последние несколько лет импортеры завершали сезон продажи исландской и российской продукции с убытками из-за несоответствия закупочных цен и реальной ценовой ситуации на японском рынке. Эта проблема приобрела уже хронический характер, что очень сильно сказывалось на финансовых возможностях импортеров.
В прошлом сезоне, например, импортеры приступили к закупкам исландской продукции по ценам в диапазоне 410-420 иен/кг (по основной навеске 300-500 г, на условиях КАФ Япония), а по ходу сезона закупочные цены были снижены приблизительно на 10-20 иен/кг. Но даже после этого продажи по ценам предложения, включавшим расходы и прибыль импортеров, сопровождались очень большими проблемами, поскольку параллельно отмечались предложения по ценам, очень близким к закупочным и даже более низким. На нынешний сезон импортеры строят свои расчеты оптимальной закупочной цены только на основе того, что она обязательно должна быть ниже 400 иен/кг, однако будет ли соответствовать это требование ценовым позициям исландских производителей абсолютно неизвестно, и это также заметно сдерживало активность японских импортеров.