Ход японских закупок атлантического клювача в июне 2008 г.
Как сообщают японские специализированные источники, японские импортеры, запланировавшие на нынешний сезон участвовать в закупках атлантического клювача с промысла в Северо-Западной Атлантике, и в первой половине июня воздерживались от того, чтобы предпринимать активные действия, пытаясь тем самым дождаться снижения цен предложения, по крайней мере, по продукции исландских судов. Приверженность такой осторожной позиции стала еще более заметной после того, как даже сообщения о низкой заинтересованности исландских производителей в продолжении работы на клюваче не заставили японских импортеров приступить к конкретных переговорам. Такая информация поступила в https://www.fishnet.ru/ с российского ДВ со ссылкой на японские источники по состоянию на 23.06.2008 г.
Сообщается, что большая часть исландских судов, вышедших в свой второй в нынешнем сезоне промысловый рейс, предпочла выбрать для продолжения промысла синекорого палтуса и некоторые другие объекты, тогда как обычно в июне главным объектом исландского промысла был клювач и другие виды морского окуня. Предполагается, что эта переориентация исландских промысловиков приведет к резкому сокращению производства мороженого клювача и его предложения для закупок, но особого беспокойства со стороны японских импортеров по поводу ужесточения конкуренции за закупки пока не наблюдалось.
А после первого рейса предполагалось, что все 11 исландских судов и второй рейс после праздника рыбака сделают на промысел клювача в море Ирмингера. Сообщалось, что исландские производители мотивировали свое решение воздержаться от продолжения промысла клювача в первой половине мая очень слабой промысловой обстановкой во второй половине мая, однако многие специалисты рынка считают, что производители были недовольны ситуацией на переговорах с японскими импортерами и предпочли выбрать для продолжения своей работы черного палтуса и другие объекты, ситуация с продажами которых была более благоприятной, особенно в ценовом плане.
Отмечается, что если такое отношение к промыслу клювача исландские производители сохранят до конца июня, то резкое сокращение предложения для японских закупок станет практически неизбежным, поскольку работа в море Ирмингера должна быть завершена уже к середине июля, а даже начало исландского промысла было фактически перенесено ближе к концу мая. Уже в середине июня некоторые японские импортеры говорили о том, что исландским производителям будет необходимо приложить очень большие усилия для того, чтобы полностью выбрать сезонные квоты. Тем самым, как отмечается, импортеры выражали свою готовность к тому, что предложение исландской продукции в сезоне 2008 г. будет сильно ограниченным, и в данном плане очень спокойное отношение к такому характеру формирования предложения не может не производить впечатления на производителей.
О ходе же российского промысла информация была не столь однозначной. Сначала говорилось о том, что российские производители в отличие от исландских делают акцент именно на работе с клювачом и уверенно наращивают его выпуск, ориентируя продажи на японский и азиатский рынки, но затем стала поступать информация о том, что большую часть своей продукции российские производители намерены реализовать на рынке России, из-за чго японская сторона может столкнуться с большими трудностями при поиске объекта для закупок. Однако и в этом случае влияния на позицию японских импортеров пока не просматривалось.
Отмечается в этой связи, что единственным возможным объяснением хладнокровия японских импортеров может быть их уверенность в сохранении вялой конъюнктуры японского рынка. Это заставляет их отказываться от идеи поднять закупочные цены для стимулирования активности исландских и российских производителей, поскольку эффективность продаж на японском рынке в этом случае в лучшем случае будет только нулевой. Интерес японских промышленных пользователей к работе с атлантическим клювачем нового сезона также был заметно слабым, что еще больше сдерживало активность импортеров. К тому же им приходилось учитывать возможность сильных конкурентных предложений со стороны аляскинской продукции, тогда как перспективы ее поставок могут стать более или менее определенными только ближе к концу июля, поскольку промысловый сезон на Аляске открывается в начале июля.
По данным японской стороны, объем производства мороженого клювача на исландском промысле в море Ирмингера в ходе первого промыслового рейса ограничился диапазоном 2,0-2,5 тыс.т, что является довольно низким показателем. Еще в начале июня ожидалось, что восстановить объем исландского производства поможет повышенная активность промысла в ходе второго промыслового рейса, но уже к середине месяца практически всем участникам закупок стало ясно, что рассчитывать на это абсолютно безнадежно, причем как очень слабые стали проявляться и общие перспективы нынешнего сезона, по крайней мере, что касается исландской продукции, которая является ценовым лидером рынка. По словам некоторых японских импортеров, даже возвращение на промысел клювача части ушедших из района судов вряд ли сыграют значимую роль, если промысловая обстановка кардинально не улучшится и суточная добыча не увеличится от показателя 5-10 т, которые наблюдались в первой половине июня. Однако и не думали отказываться от своей выжидательной тактики, поэтому некоторые специалисты рынка говорили даже о том, что часть импортеров вообще уже не собирается принимать реальное участие в закупках в нынешнем сезоне и намерена только следить за развитием ситуации.
Сообщается, что в ходе закупок исландской продукции первого промыслового рейса японской стороне пришлось пойти на то, чтобы постепенно поднять уровень закупочных цен до 380 иен/кг, а потом и до 390 иен/кг (на условиях КАФ Японию за основную навеску 300-500 г). При этом активно вели себя только те импортеры, которые имели твердые заказы от пользователей и не беспокоились относительно того, что такой уровень закупочных цен будет трудно оправдать в ходе реальных продаж.
Относительно перспектив японских закупок аляскинской продукции в нынешнем сезоне отмечается, что при сохранении прошлогодней ситуации с ценами интерес к тихоокеанскому клювачу будет в целом вялым и крайне ограниченным, поскольку до сих пор возможность адекватной замены тихоокеанским клювачем сырья с промысла в море Ирмингер считается очень узкой. Однако в том случае, если разница в ценах будет велика, ситуация может серьезно измениться.