Ход японских закупок икры сельди канадского производства в середине апреля 2008 года
На второй неделе апреля японские покупатели продолжали сравнительно активные закупки икры тихоокеанской сельди канадского производства, причем, как сообщают японские источники, в этот процесс включились уже и импортеры, тогда как старт сезонной закупочной компании был дан одним из ведущих японских промышленных пользователей (сообщалось, что первые в нынешнем сезоне крупные контракты сразу с тремя канадскими производителями заключил один из хоккайдских переработчиков, который считается держателем нескольких наиболее известных торговых марок соленой икры сельди на японском рынке). В то же время некоторые другие пользователи стали выражать недовольство новым повышением цен на канадское сырье и начали высказывать опасения по поводу того, что эта неблагоприятная в целом для японских пользователей тенденция распространится и на икру сельди с промысла в бух.Ситка (Юго-Восточная Аляска). Такая информация поступила в https://www.fishnet.ru/ с российского ДВ со ссылкой на японские источники по состоянию на 20.04.2008 г.
Эти опасения разделяют и многие специалисты рынка, которые, однако, считают, что основой для роста цен японских закупок является значительное сокращение производства соленой икры сельди в Западной Канаде по сравнению с показателями трех-четырехлетней давности, поэтому в условиях резко сократившегося предложения часть наиболее мощных и благополучных в финансовом отношении пользователей не могут не реагировать на опасность формирования дефицита поставок сырья. К этому примешивается и очень серьезное изменение ассортимента канадской продукции в нынешнем сезоне, в основном за счет резкого сокращения производства икры в крупных и очень крупных ястыках и роста выпуска икры в мелких ястыках, поэтому общий подъем уровня цен на североамериканскую продукцию (пока только по икре тихоокеанской сельди) многие специалисты рынка оценивают уже как фактически неизбежный даже в условиях отсутствия явных признаков восстановления активности конечного потребления соленой икры в Японии.
Отмечается, что особых возражений по поводу зафиксированного по первым сезонным контрактам уровня цен на продукцию 1 сорта не было высказано (он составил C$12,85/фунт на условиях ФОБ Западная Канада-Ванкувер, или около US$27,75/кг), а самое резкое недовольство вызвали цены на продукцию 2 и 3 сортов и в целом на сырье не самого высокого качества. В среднем повышение уровня цен на продукцию 1 сорта составило приблизительно 10%, но куда более сильно (на 20-30%) поднялась цена на икру в ястыках нестандартной формы и на продукцию 2 и 3 сорта (закупочные цены были подняты в среднем на C$2,00/фунт, или около US$4,40/кг). При этом сокращение доли продукции 1 сорта в общем объеме поставок канадской продукции фактически означает еще более серьезный рост закупочных цен, тем более, что и курс иены к середине апреля был уже совсем не таким сильным, как в конце марта, когда японские покупатели начинали подготовку к переговоров по закупкам. Японские импортеры выражали сочувствие пользователям, которым придется нести дополнительные расходы на закупку сырья, но говорили о том, что быстрое согласие наиболее крупного покупатели на закупки по очень высоким ценам практически выбило почву из-под ног тех покупателей, которое изначально намеревались оказать серьезное сопротивление позиции производителей.
Отмечается в этой связи, что то, что импортеры последовали примеру ведущего покупателя и приступили к заключению контрактов на канадскую продукцию по высоким ценам, делает вероятность роста цен на аляскинскую продукцию еще более высокой, чем до начала сезона. Предполагается, что аляскинские производители, осведомленные о результатах переговоров по канадской продукции, получат в руки очень сильные козыри, поскольку только поставки из Юго-восточного района Аляски могут обеспечить покрытие дефицита предложения икры в крупных и очень крупных ястыках, который возник вследствие резкого изменения ассортимента канадской продукции. Но, по словам некоторых импортеров, доля такой продукции в общем объеме выпуска аляскинcкой продукции является слишком большой с точки зрения баланса спроса и предложения на японском рынке, особенно вследствие общего роста производства на промысле в бух.Ситка.
По некоторым оценкам, доля икры в крупных ястыках в предложении аляскинской продукции может превысить 50%, а это слишком много с точки зрения чистой компенсации сокращения производства в Западной Канаде, поэтому требования аляскинской стороны установить цены на уровне близком к уровню цен на канадскую являются чрезмерно завышенными и нереалистичными. Но японские пользователи опасаются, что повышенная активность отдельных покупателей может вновь нарушить единство позиции японской стороны и не позволит тем самым в целом добиться ожидаемых условий закупок. В то же время часть японских покупателей считает, что поскольку размерная структура выпуска в Юго-восточном районе является близкой к тем показателям, которые обычно характерны для икры сельди с промысла в бух.Тогиак (Бристольский зал., Аляска), где доля икры в очень крупных ястыках является достаточно большой, то и цены также должны быть приведены в соответствие, что фактически означает сильное сдерживание роста цены закупок.
То, что ценовые ожидания аляскинских переработчиков являются в нынешнем сезоне сильно завышенными, особых сомнений у японской стороны уже не вызывает. Вопрос же заключается, по мнению специалистов рынка, только в том, насколько хватит терпения и сил у японских покупателей при отстаивании своих ценовых позиций. Есть и такие опасения, что некоторые аляскинские переработчики могут начать шантажировать японскую сторону угрозами резко увеличить отгрузки мороженой сельди на переработку в Китай с очень реальными перспективами последующих поставок икры китайского производства в Японию в значительно увеличенных объемах, что может создать угрозу дестабилизации рынка. По некоторым данным, осмотры аляскинской продукции представителями японских покупателей должны начаться уже на этой неделе и, соответственно, активизация переговоров также должна произойти в самое ближайшее время.