Импортозамещение: реалии и перспективы

По данным Росстата в 2014 году объем внутреннего рынка рыбы в натуральном выражении составил около 3 млн. т, в денежном - 524,3 млрд. руб., среднедушевое годовое потребление составило 22,3 кг/чел. в год при средних затратах 3650 руб. на человека в год. В первом квартале 2015 г. спрос населения на рыбу снизился на 11,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., а доля рыбы в затратах на продовольствие снизилась с 4,3% до 3,9%. Спад спроса на рыбу вызван общим экономическим спадом, повлекшим снижение доходов населения и общего платежеспособного спроса. Достигнутый в 2014 году объем внутреннего рынка рыбы в размере 524,3 млрд. руб. (13,8 млрд. $) эксперты считают максимальным на ближайшие годы.
Импортозамещение актуально для отрасли как по экономическим, политическим так и по диетологическим причинам. На сегодняшний день доля добавленной стоимости в экспортной продукции у нас продолжает оставаться низкой, а в импортной она, напротив - высокая. В 2014 г. в составе экспорта 87 % объема и 65 % стоимости составила мороженая, практически полностью пошедшая на переработку в импортировавших её странах. В составе экспорта доля филе и готовой продукции составила 7%, а в составе импорта - 27 %. Россия явилась донором добавленной стоимости и рабочих мест для других стран, как за счет своего экспорта, так и за счет своего импорта.
Общий объем импорта рыбной продукции из стран, подпавших под санкции составил около 570 тыс. т (около 20 % общего объема внутреннего потребления), в том числе: лососевые - 156 тыс. т., сельдь – 141 тыс. т., скумбрия - 56 тыс. т., мойва - 41 тыс. т,, креветки – 30 тыс. т. При этом, Россия экспортирует рыбу (тресковые, лососи, филе тресковых) камбалообразные и беспозвоночных (креветки, крабы) природного происхождения, высшего качества и полезности, а импортирует рыбу (лосось, пангасиус, тилапия) и беспозночных (креветки) в значительной степени искусственного происхождения – уступающих по качеству и биологической полезности, но не уступающих по розничной цене.
Замещение рыбного импорта необходимо рассматривать, во-первых с точки зрения продовольственной безопасности, во-вторых – сохранения ассортимента рыбных продуктов. « - Если предположить полное прекращение экспорта и импорта, то при сохранении улова в размере около 4 млн. тонн и допущении, что в составе улова съедобная часть составляет около 75 %, на душу населения придется около 22-23 кг рыбы в год, что соответствует рекомендуемым нормам потребления. Качество потребляемой рыбы будет, по меньшей мере, не хуже, чем в настоящее время, поскольку отечественная рыбная продукция состоит из рыбы природного происхождения, в составе которой преобладают тресковые, сельдь, тихоокеанские лососи», - отмечается в докладе.
В тоже время экономические ограничения импортозамещения, напротив - высоки. Российские производители в высокой степени зависимы от экспорта. В 2014 г. произведено рыбной продукции на сумму 5,277 млрд. $, а экспортировано на сумму 3,662 $. Экспорт составил 69,4 % доходов российских производителей. Кроме высокой доли экспорта в доходах зависимость усилена еще и кредитованием импортера на текущие нужды под будущий улов, чего почти не делают наши банки.
Зависимость российских производителей от экспорта возрастает пропорционально к падению курса рубля. Падение рубля увеличивает долю экспорта в объеме рублевой выручки, стимулирует экспортные поставки, дестимулирует поставки на внутренний рынок.
Финансовая зависимость внутреннего рынка от импортной продукции тоже достаточно высока. В 2014 г. импортная продукция (2,895 млрд. $) составила - 64,2% стоимости в первичном оптовом звене. Доля предприятий с участием иностранного капитала в оптовой и розничной торговле составила 90%.
В числе мер по наполнению внутреннего рынка отечественными товарами, а также повышению конкупентоспособности отечественной рыбной продукции эксперты называют:
- Устранение ветеринарно-санитарных барьеров по доставке российской продукции, которые в настоящее время дают преимущество импортной продукции, сроки оформления которой укладываются в 1 сутки, тогда как для отечественной продукции ветеринарный контроль может составлять до 12 суток;
- Введение дифференцированных импортных пошлин для импортируемой продукции;
- Введение дифференцированных тарифов для перемещений отечественной и импортной продукции по территории России и иных протекционистских мер.





















