{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Иной угол зрения: Какой флот и береговая обработка действительно нужны Дальнему Востоку?

4 сентября 2015 09:10

Рыбодобывающий флот, технологии добычи и переработки, так или иначе, нуждаются в постоянном обновлении. Это аксиома, не требующая доказательств. Но какой именно флот, какие технологии? Эти аспекты требуют серьезного изучения. Главный редактор Fishnet.ru Вячеслав Юрьевич Сухов исследует проблему под новым углом зрения, исходя из перспектив развития рыболовства на Дальнем Востоке.

Представленные недавно ОСК новые проекты судов предназначены для промысла массовых объектов с учетом современного состояния сырьевой базы и сложившимся представлением о переработке. Это автономные суда, производящие переработку и заморозку в море.

А как же береговые предприятия, на каком сырье будут работать они?

За последние несколько лет в Норвегии и Исландии произошли заметные изменения в подходе к комплексу добыча-переработка. Развитие технологий хранения охлажденного сырца позволило добывающим компаниям во многих случаях отказаться от морской заморозки, что значительно снижает расходы и повышает производительность труда. В советское время, например, условно считалось, что расходы на добычу составляют 60%, а переработка и заморозка – 40% в себестоимости рыбы.

Норвежские и исландские сейнеры-траулеры с охлаждаемыми бункерами с морской водой (RSW) уже достаточно давно работают на пелагических объектах (сельдь, скумбрия, мойва) с поставками охлажденной рыбы наливом на береговые предприятий.  А в последние годы на такую схему перешли и суда, добывающие треску в связи с возросшим рынком охлажденной трески в Европе.

У нас таких судов нет, не считая мурманского судна «Лазурный». Но у нас нет и береговых предприятий, оборудованных для приемки рыбы в таком виде и в таких объемах. Средний сейнер-траулер с RSW за один раз привозит на берег до тысячи и более тонн рыбы. Чтобы принять и обработать ее, нужно иметь специально оборудованные причалы и современное оборудование по обработке и заморозке. Только Мурманский рыбокомбинат способен работать по такой схеме, но он простаивает из-за отсутствия у российских предприятий таких судов и эмбарго на норвежскую рыбу.

На Дальнем Востоке в ближайшие годы может вновь появиться сардина иваси в значительных объемах. Наука пока осторожничает, но Илья Шестаков на Восточном экономическом форуме сегодня уже сказал, что в среднесрочной перспективе можно увеличить вылов на 400-500 тысяч тонн только за счет промысла сардины иваси, скумбрии, а также других пелагических видов. В 80-е годы в СССР добывалось миллион тонн иваси в год.

Тогда промысел осуществлялся кошельковыми судами с передачей уловов на плавбазы или в отдельных случаях на берег (на Курилах). Сейчас у российских компаний нет ни кошельковых судов, ни плавбаз (несколько плавбаз, включая Всеволод Сибирцев у Доброфлота, погоду не делают).

Ловить иваси можно конечно и тралом, но тогда, в удаленных от береговых предприятий районах, ее придется морозить. У нас в стране эта рыба традиционно потреблялась в соленом и консервированном виде, а значит расходы на заморозку в этом случае излишни.

Может быть есть смысл изучить норвежский опыт использования судов с RSW и заранее озаботиться их строительством и созданием условий для приемки и обработки на российском берегу? Кстати, по этой же схеме можно добывать и тихоокеанскую сельдь. Экипаж таких судов в 3-4 раза меньше, чем у традиционных траулеров, а значит и производительность труда рыбаков повышается в разы.

Возможно именно такие суда требуются в перспективе для рыбаков Дальнего Востока, а не реплики пусть даже вполне современных иностранных проектов. Необходимо учитывать нашу специфику и использовать предоставляемые природой возможности. Кроме того, не последним важным моментом является развитие реальной береговой переработки при такой схеме, а также снижение себестоимости и повышение производительности труда.

А действующий традиционный флот безусловно требует постепенной замены, но при условии вывода старых судов, а не как предлагается «Русской рыбопромышленной компанией» за счет перераспределения квот.

Господдержка

Баланс между количеством флота и наличием ресурсов до сих пор не отлажен, и прежде всего, необходимо оценить сырьевую базу и наличие производственных мощностей, и тогда уже решать, что требует поддержки и в чем эта поддержка должна выражаться.

Тема перераспределения квот действительно достаточно болезненна для рыбаков, и те из них, кто обладает финансовыми возможностями, будут следовать новому законодательству, даже если будет избран, мягко говоря, не совсем рациональный вариант.  Остальные будут вынуждены уйти добровольно или принудительно.  Насколько это поможет судостроительной промышленности, и к каким последствиям, в том числе и социально-экономическим, это приведет для рыбохозяйственного комплекса, пока никто определенно сказать не может.

По мнению «консерваторов», наиболее разумным вариантом было бы оставить все как есть, но тогда отставание от наиболее развитых рыболовных держав в области добычи и переработки будет сохраняться, а разрыв увеличиваться.

Об авторе:

Главный редактор Fishnet.ru Вячеслав Юрьевич СУХОВ имеет большой опыт трудовой деятельности в рыбном хозяйстве страны. После окончания мореходного училища работал на промысловых судах в Северной Атлантике и ЦВА, затем в В/О "Соврыбфлот" и "Минрыбхозе СССР", в Посольстве СССР в США по линии Минрыбхоза. Затем около 20 лет - в частных рыболовных компаниях.

{{countTopicsText}}
Александр Николаев
4 сентября 2015 11:57
Приветствую всех!

С опытом Вячеслава Юрьевича СУХОВА, не поспоришь...

Иной угол зрения - логичен, и всегда своевременен, а по сути, подглядывание, как там у соседей, это правильный ход мысли, зачем изобретать велосипед?
Надо отталкиваться от лучших результатов достигнутых в мире и от них двигаться дальше, дабы не отстать...
На мой взгляд, лучших результатов по совершенствованию технологии обработки рыбы, на сегодня, добились исландцы.


Чтобы не грузить эту тему профессиональной лексикой, как говорится - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!

Поэтому, высылаю ссылки на видео:

По комплексной переработке пелагических видов рыб здесь:
для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите;
Причем, формат мороженого блока может быть любой и размером 800х250х65 мм, для яшика №4.

По производству охлажденной трески (донных пород рыб) на борту судна без льда и транспортировки на берег для дальнейшей переработки здесь:
для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите
Причем, вот эту идею, по рассольному охлаждению трески, думаю, можно применить для приемки, охлаждения и транспортировки до мест переработки, дальневосточного лосося в сезон его заготовки, только ее (идею) надо оформить в формате контейнерного терминала, именно для сезонного и мобильного применения.

И другое видео от исландской компании "Скагинн":
для просмотра ссылки зарегистрируйтесь или войдите

Детали и варианты развития всегда можно обсудить, поспорить и реалии воплотить в жизнь, если будет заинтересованный в этих технологиях заказчик! 

С уважением и наилучшими пожеланиями,
Александр Николаев.
Кулик Роман Петрович
4 сентября 2015 12:30
Да не надо рыбакам это. Они определились уже. Лучше морозить на борту и точка.  
Александр Макаров
4 сентября 2015 13:06

Сейчас для перехода на ДВ на предложенную более производительную схему промысла нет достаточных условий по инфраструктуре на берегу. Но в обозримой перспективе ситуация существенно изменится. Выступая на Владивостокском экономическом форуме, Путин заявил о беспрецедентных льготах и устранении барьеров для бизнеса на ДВ и больших планах по созданию современной инфраструктуры в регионе. Вероятно, все основные порты ДВ будут свободными, не только Владивосток. Бизнес на РБК в этот раз весьма позитивно оценил меры, предложенные Президентом.


Возвращаясь к статье, кроме повышения производительности, предложенная схема позволила бы решить проблему повышения добавленной стоимости, переноса переработки и логистики в РФ.

Кулик Роман Петрович
4 сентября 2015 13:51
а так же более бережного отношения к ресурсам. 
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>