Исландия и Норвегия возобновляют экспорт китового мяса в Японию
Финвалы входят в список видов, подвергнутых опасности исчезновения (Endangered on the internationally recognized Red List of Threatened Species). Но, по мнению Исландии, запас этого вида в Северной Атлантике поддерживается на безопасном уровне и небольшой объем изъятия (в 2006 г. было добыто 7 экземпляров), никак не влияет на состояние популяции. Это первый экспорт исландского китового мяса в Японию за последние 20 лет.
Решением Международной китобойной комиссии (IWC) коммерческая охота на китов была повсеместно запрещена с 1986 г. Но Исландия и Норвегия приводят формальные возражения в отношении запрета, их правительства утверждают коммерческие квоты на вылов китов в одностороннем порядке. Торговля мясом китов также запрещена в соответствии с Соглашением о Международной торговле исчезающими видами (CITES), но Исландия и Норвегия считают себя свободными в отношении запрета на торговлю, приводя формальные доводы необходимости "резервирования".
Кристиан Лофтсон, директор исландской китобойной компании Hvalur hf, считает, что такая торговля взаимно выгодна для трех основных китобойных стран, добывающих финвалов. Согласно законодательству этих стран, она является абсолютно юридически законной, как и в соответствии с международным правом. Министерство рыболовства Исландии считает, что эта проблема не касается правительства. По мнению представителя Исландии в IWC Стефана Асмундсона, возможность экспорта китового мяса появилась еще в 2006 г. Чиновник из Директората управления природными ресурсами Норвегии подтвердил, что норвежское правительство утвердило лицензии на экспорт мяса минке в объеме 5,3 т для двух своих компаний. Представитель одной из них сообщил, что груз, отправленный самолетом, уже прибыл в Японию. Однако чиновник из рыболовного агентства Японии сообщил ВВС, что пока запрос о разрешении импорта мяса не был согласован с правительством.
Директор программы «The global species programme at the conservation charity» Международного фонда защиты диких животных Су Либерман согласилась, что торговля юридически законна, но вступает в противоречие с принципами международных соглашений. Она считает, что если страны торгуют китовым мясом основываясь на «резервировании», это подрывает эффективность конвенций CITES и IWC. Коммерческая охота должна быть запрещена, хотя Исландия и Норвегия продолжают считать, что они имеют на нее право, основанное на потребительском спросе на их внутренних рынках.
Исландские китобои добыли финвалов с учетом того, что в Японии они могут получить за них больше денег, чем за минке. Мясо финвалов хранилось в холодильниках с сезона 2006 г., и директор одной из исландских китобойных компаний Лофтссон признал, что внутренний рынок отсутствует.
В прошлом году председатель IWC Уильям Хогарт пробовал разработать механизм, который мог устранить разногласия между китобойными странами и их оппонентами в составе Комиссии. Япония и некоторые протестующие против охоты на китов страны, такие как Нидерланды и Новая Зеландия, активно занимаются устранением разногласий, хотя между противоположными лагерями все еще существует глубокое недоверие.
Представитель исландской ассоциации Iceland Nature Conservation Association (Inca) Финнссон утверждает, что продолжение охоты на китов и предложение не вмешиваться в экспорт китового мяса, может навредить экономике Исландии, которая уже находится под влиянием международного банковского кризиса, а также возможности получения членства в Совете безопасности ООН. В отношении майского решения об утверждении коммерческой квоты на китов-минке в 2008 г., исландский министр иностранных дел Ingibjorg Solrun Gisladottir сказал, что Исландия пожертвовала своими долгосрочными интересами в пользу краткосрочной выгоды, в то время как Великобритания оказалась одним из государств, выступающих против.