Исландская система регулирования рыбных запасов подверглась резкой критике
Она единственная в исландском парламенте оказалась в оппозиции по вопросу существующего режима регулирования промысла, базирующегося на индивидуальных передаваемых квотах (ITQ). Некоторые считают её опасными радикалами, другие считают, что только она имеет чёткое представление о существующих проблемах в рыболовстве.
По мнению главы партии, регулирование промысла в Исландии носит политический характер. Необходимо отказаться от этой системы, и, учитывая существующее состояние экономики, отрасли необходима квота трески в объёме 220 000 тонн, которая должна устанавливаться на три года, независимо от рекомендаций Института морских исследований. Затем, считают в партии, можно будет изучить результаты, которые, по прогнозам, должны быть положительными.
Специалисты считают, что дополнительная прибавка в 90 000 тонн трески к существующей квоте в 130 000 тонн может привести к увеличению стоимости только рыболовного сектора на 2 миллиарда исландских крон, плюс экспортной стоимости готовой продукции, что положительно скажется на экономике страны в целом.
Либералы заявляют, что имеет несколько серьёзных замечаний к качеству траловой съёмки, ежегодно проводимой Институтом морских исследований.
Размер запаса трески недооценивался с самого начала, и это продолжается с тех пор. Так как квоты очень низкие, выбросы рыбы за борт были рекордными в 2007 году.
В 2007 году Институт Морских Исследований оценили уровень сброса рыбы за борт на уровне 1,50%, но реальная цифра намного выше.
Как и 25 лет назад по-прежнему делаются те же самые траления, используются те же тралы и распорные доски, при этом учёные отказываются принимать во внимание изменения течения, температуры и других факторов. Но условия изменились, так же, как и уровни питания.
Существует взаимодействие между трофическими видами, температурными условиями и условиями воды, которое не принимается во внимание.
Главным яблоком раздора является показатель естественной смертности, который установлен на уровне 18% и который используется в регулировании промысла. По мнению одного из биологов, до тех пор, пока будет использоваться эта цифра, остальная смертность происходит за счёт промысла.
Однако в реальной действительности процент естественной смертности не постоянен, и нет доказательств, что он составляет 18%. Институт Морских Исследований должен всерьёз заняться этим вопросом, в противном случае реальный уровень естественной смертности будет оставаться неизвестным, так же как и реальный размер запаса.
Это подтверждается собственными цифрами Института Морских Исследований. В период с 1997 по 2004 года было помечено 25 000 штук рыбы и только 14% были снова пойманы.
Если промысловое усилие соответствует данным Института, тогда 40% рыбы должно было снова попасться в трал. В 1994-95 годах результат оказался таким же - 14%. Это говорит о том, что естественная смертность выше, чем считают в Институте, поэтому промысловый запас должен быть больше.
Эту информацию можно найти в докладе Международного совета по исследованию моря, а не в Институте Морских Исследований.
Например, на Фарерских островах используется система распределения дней на промысле, означающая, что выгрузки не скрываются и рыба не выбрасывается за борт, поэтому данные точные, при этом каждый год вылавливается около 130 000 тонн (плюс минус 15 000 тонн) трески, пикши и зубатки в зависимости от вида.
В Институте заявляют, что необходимо ждать 5-6 лет, чтобы квота трески была увеличена, и в то же время говорят, что в промысловых районах много рыбы в возрасте 8-12 лет. Поэтому не понятно, из каких данных они исходят.