Исландские судовладельцы изучают топливные счета
Ассоциация владельцев траулеров Исландии обнародовали новые данные, которые показывают насколько серьезно высоко взлетевшие затраты на топливо влияют на работу промыслового флота. Стоимость дизельного топлива для судов теперь в среднем составляет более 20 % полного дохода. Десять лет назад расходы на топливо занимали не более 8 % (в 2,5 раза меньше). В разных странах доля расходов на топливо немного отличается и зависит от размера траулеров и характера промысла, но в целом такая пропорция характерна и для крупных британских траулеров, в частности шотландских судов. Сейчас операторы судов вынуждены тратить на топливо не менее одной пятой всех своих доходов. По расчетам Sveinn Hjortur Hjartarson, представителя исландской ассоциации владельцев рыболовных судов (the National Association of Fishing Vessel Owners), общая стоимость выгруженной в 2008 г. рыбы оценивается в EUR 699-786 млн., стоимость израсходованного топлива - EUR 157 млн.
Пока судовладельцы и рыбаки признали, что высокие затраты на топливо почти неизбежны. Но, в случае ухудшения ситуации, вскоре они будут вынуждены обратиться за помощью к правительству. Есть все основания полагать, что тенденция роста топливных цен сохранится, к концу года стоимость сырой нефти превысит уровень USD 150 /баррель. Хотя есть надежда, что возможное небольшое увеличение квоты исландской трески в новом промысловом году поможет смягчить проблемную ситуацию.
Парадокс состоит в том, что Исландия, с ее большими геотермическими активами, на внутреннем уровне в отношении обеспечения энергией страна почти самодостаточна. Страдает в основном лишь рыболовный флот, столь жизненно важный для экономики страны. Hjartarson считает, что, с учетом возникших проблем, рентабельность промысла таких видов, как путассу и глубоководный окунь приближается к нулю, не исключено работа на этих объектах в будущем будет приостановлена.
Другие неприятные новости для промышленности - уловы и их стоимость резко снизились. По данным Statistic Iceland, за первые два месяца 2008 г. стоимость выгруженных уловов всех исландских судов составила EUR 121 млн. Это на 30,4 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Как и ожидалось, стоимость выловленной трески за два месяца из-за уменьшения квоты снизилась на 20,8 %. В то же время стоимость выловленной пикши увеличилась 14,2 %. Запасы исландской пикши пока в нормальном состоянии, ограничений на квоты не было. Великобритания, представленная в основном рынками Хамбера, остается важнейшим рынком для Исландии, его доля в общем исландском экспорте рыбы - 27 %.