{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Изменения в рыболовном законодательстве должны вернуть отечественные суда в российские порты, а рыбу – на внутренний рынок

2 февраля 2009 11:18
С 2009 года вступили в силу поправки в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а также в Налоговый кодекс РФ, которые призваны реализовать формулу «российская рыба – на российский прилавок». Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на Эксперт.

Новогодние новации – это лишь часть объемной федеральной целевой программы, которая должна быть осуществлена до 2013 года и призвана вывести рыболовство из кризиса. Помимо организационных мер предусматривается значительное бюджетное финансирование, что происходит впервые за последние 20 лет.

Брошены на произвол судьбы

С начала 1990−х годов государство практически не управляло рыбопромысловой отраслью, и она развивалась стихийно под воздействием рыночной конъюнктуры. Российским рыбакам стало выгоднее поставлять продукцию на экспорт, особенно это относится к таким «валютоемким» видам ресурсов, как треска, пикша, камчатский краб. Рыболовный флот обновлялся очень медленно, многие суда сегодня физически устарели. Постоянное изменение правил игры, особенно в части распределения квот на вылов ценных биоресурсов, привело к появлению множества мелких игроков, которые не могли вкладывать серьезные средства в развитие производства.

Стал возрастать вылов ресурсов, находящихся в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России, поскольку океанический промысел значительно снизился. Из-за разорения большого числа перерабатывающих производств малорентабельным стало и прибрежное рыболовство. Перераспределение районов добычи поставило под угрозу устойчивое развитие промысловых запасов. При этом ежегодный объем улова с 1990−го по 2008 год сократился с 7,82 до 3,15 млн тонн. Российский экспорт, напротив, рос и достиг уровня 1,3 млн тонн, что составляет примерно 40% от общего объема добычи.

Из-за снижения поставок рыбы на внутренний рынок России резко увеличились импортные закупки. В 2006 году они составили 910 тыс. тонн, что в 1,6 раза превысило уровень 1990−го (552,2 тыс. тонн). Доля импортной рыбной продукции на внутреннем рынке составила в 2000 году 24%, а в 2006−м достигла 38%. В 2008 году Россия стала главным импортером рыбы из Норвегии – объем поставок в денежном выражении составил 376 млн евро. При этом на прилавки из-за границы часто попадает рыба, выловленная нашими же рыбаками в российской ИЭЗ. Теперь государство в лице Росрыболовства взялось навести порядок в отрасли, его количественным выражением должно стать доведение объема улова к 2013 году до 4,7 млн тонн, то есть превышение уровня 2008−го наполовину. Не стала неожиданной и реакция норвежцев – они всерьез опасаются, что могут лишиться сырья и клиентов.

Соседу виднее

Благосостояние рыбоперерабатывающих комплексов Северной Норвегии во многом достигнуто благодаря российским рыбакам, отгружающим сюда выловленную рыбу. Причины известны: разница в цене, таможенные пошлины на суда, закупленные за границей, простои и поборы в отечественных портах. Но главным фактором привязки российских судовладельцев к норвежским портам были так называемые бербоут-чартерные схемы, когда под выделенную российскую квоту на треску или пикшу норвежцы сдавали в лизинг 10−15−летние суда, обеспечивая сделку кредитами скандинавских банков. Отгрузка рыбы осуществлялась в Норвегии, а судно между промыслами стояло в местном порту. Таким образом, российские рыбные квоты доставались норвежским предприятиям, а рыба «приплывала» потом в Россию в переработанном виде.

Терминал в Киркенесе живет тем, что принимает российскую замороженную рыбу. Если отгрузка с наших кораблей прекратится, портовому хозяйству и всей Северной Норвегии будет нанесен значительный урон, утверждает специализированное издание о рыбной промышленности FiskeribladetFiskaren. Киркенесский порт ежегодно принимает 27 тыс. тонн мороженой трески с российских судов, здесь самые крупные морозильные камеры во всей Норвегии, способные хранить треску, пикшу и камчатского краба. Если требование нового российского закона о прекращении поставок рыбы за границу вступит в силу и отгрузки на терминал прекратятся, можно будет вешать замок на дверь, полагает заведующая терминалом Ранди Матисен.

«В лучшем случае новый закон приведет к тому, что наша жизнь сильно усложнится. Российское государство обещало финансовую помощь компаниям, которые согласятся играть по новым правилам, но пока неясно, окажется ли эта помощь сильнее свободы поставлять рыбу в Европу», – рассуждает Матисен. Она уверена, что российские новации скажутся не только на ее бизнесе. Муниципалитет Сёр-Варангер зарабатывает примерно 90 тыс. евро от каждого захода рыболовного судна в порт. Среднее российское судно покупает за один заход мазута на 170 тыс. евро. Кроме того, суда оплачивают агентские вознаграждения, аренду причала, ремонтные услуги и приобретают необходимые товары у местных производителей. Может значительно сократиться число сотрудников Инспекции по контролю за качеством пищевых продуктов, осуществляющих ветеринарный контроль уловов. Владелец компании Holm Shipping, обслуживающей суда в северонорвежском городе Трумсё, Лассе Холм утверждает, что каждое промысловое судно, использующее норвежский порт, ежегодно платит за обслуживание от 50 до 300 тыс. евро.

Не все так просто

Советник Министерства рыболовства Норвегии Йорн Крог, который много лет возглавляет норвежскую делегацию на переговорах с Россией, не драматизирует ситуацию. «В ближайшей перспективе новые российские правила могут привести к росту отгрузок в Норвегии. Я склонен полагать, что большинство судов будет вести промысел вне российской ИЭЗ, для того чтобы доставлять улов за границу», – считает Крог. Чиновник позитивно оценивает новый закон и рассчитывает, что он поможет усилить контроль за нелегальным промыслом: «Это будет важным инструментом для российских властей в борьбе с браконьерством. Осуществлять нелегальный промысел в российской ИЭЗ будет намного сложнее. Например, перевалка рыбы на вспомогательные суда вне зоны будет запрещена».

«Пока мы видим лишь желание российских властей, но незаметно, чтобы суда поменяли места отгрузки. Для судовладельца необходимо сделать много больше, чем просто объявить налоговую амнистию», – утверждает Лассе Холм. До последнего времени российские судовладельцы должны были платить за суда, построенные за рубежом, таможенную пошлину в размере 24% от их стоимости. За ремонт и модернизацию судов, осуществленные за границей, также устанавливалась плата в размере 24% от стоимости нового оборудования. Именно это и было основной причиной того, что промысловые суда свыше 20 лет прописывались в норвежских портах, считает бизнесмен. Теперь судовладелец освобожден от оплаты заграничного ремонта и запчастей, но Холм считает, что этого недостаточно: «Нужна инфраструктура для доставки рыбы к берегу, отгрузки, складирования и оправки покупателю. Должен быть минимум бюрократических проволочек. Кроме того, от некоторых мест промысла в Баренцевом море идти до рыбного порта Мурманска довольно далеко, что увеличивает расходы судовладельца».

Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний недавно побывал в Мурманске, где представители областной администрации заверили его в готовности осуществлять реформу. Было заявлено, что рыбный порт готов принять в 2009 году 700 тыс. тонн рыбы – в три раза больше, чем раньше. Впервые за много лет в Баренцевом море разрешен промысел мойвы, и именно это станет экзаменом для портовиков: треска и пикша придут позднее. Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов отрапортовал о готовности разгружать суда всех типов и принимать до 150 тонн рыбы в час. А сам Крайний озвучил план постройки рыбоперерабатывающего завода на Шпицбергене. Строительство должно начаться уже в этом году, а реализация проекта позволит российским судам, ведущим промысел в зоне архипелага, сэкономить время на пути к месту отгрузки.

Источник: expert.ru
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>