Камчатка организует доставку рыбы по Севморпути в обход Приморья
Об экономической и транспортной целесообразности перевозки продукции камчатского рыбопромышленного комплекса в центральные регионы страны по трассам Северного морского пути (СВП) говорится давно. Небольшие партии морских биоресурсов камчатский бизнес уже отправляет по СМП в Мурманск, Архангельск и Санкт-Петербург.
Но ограниченные объёмы продукции исключают высокую рентабельность перевозок. Поэтому на далеком восточном полуострове продолжительное время ведется разговор об организации экспериментального коммерческого рейса судна большого дедвейта, загруженного камчатской рыбопродукцией.
В рамках состоявшейся дискуссии обсуждалась технические и экономические аспекты организации серии коммерческих рейсов по маршруту «Мурманск – Петропавловск-Камчатский – Мурманск».
Вопрос об организации коммерческого рейса лихтеровоза с атомной энергетической установкой «Севморпуть» из Мурманска на Камчатку и обратно не нов. Еще третьего декабря 2015 года вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин поручил «Росатому», федеральным министерствам транспорта, энергетики, финансов, МЧС, ФАС России и Деловому совету Госкомиссии по вопросам развития Арктики «в целях расчета стоимости перевозки грузов по Северному морскому пути» предоставить совместно с АО «Корпорация развития Камчатки» предложения «по организации экспериментального рейса атомного лихтеровоза «Севморпуть» по маршруту «Мурманск – Петропавловск-Камчатский» и в обратном направлении с учетом фактора сезонности».
Известно, что порт Петропавловска-Камчатского подтвердил возможность захода судов класса «Севморпуть» в Авачинскую губу. Правительство региона приняло постановление, разрешающее стоянку судов с атомной энергетической установкой в морском порту краевого центра. Пока не до конца ясна технология погрузочно-разгрузочных работ, также требуется детальная разработка специализированным проектным институтом механизма швартовки судов типа «Севморпуть» в условиях Камчатки.
Рейс лихтеровоза следует приурочить к завершению лососёвой путины, с 20 августа по первое октября, когда холодильные мощности добывающих и перерабатывающих предприятий Камчатки забиты красной рыбой. Не исключается проведение и второго рейса лихтеровоза для вывоза продукции самой массовой камчатской путины – минтаевой.
Напомним, что в минувшем 2016 году объёмы добытой в регионе морепродукции превысили миллион тонн. Камчатская рыба должна появиться на столе у россиян. Её транспортировка Северным морским путем как нельзя лучше подходит для решения этой задачи. В то же время понятно, что один-два «вывозных» рейса лихтеровоза лишат определенного объема работы как приморский флот и морские порты Владивостока, традиционно занятые перевозкой и перегрузом камчатских уловов, так и ДВЖД, пусть даже объемы этих перевозок и незначительны для железнодорожников Приморья.
Надежда камчатских рыбаков на проведение экспериментального рейса атомного лихтеровоза из Мурманска на Камчатку в текущем году велика. Не исключено, что его приурочат к III Восточному экономическому форуму, который пройдет во Владивостоке шестого – седьмого сентября. Коммерческий рейс из Мурманска в Петропавловск-Камчатский и обратно станет еще одним доказательством успешного осуществления стратегии опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока.