Кому мешает Россельхознадзор?
Почему рыбопромышленники не видят или просто не хотят замечать требования законодательства Российской Федерации в области ветеринарии? Насколько правомерны требования Россельхознадзора в части экспорта рыбопродукции?
В недавнем выпуске газеты "Рыбак Камчатки" (№ 39 от 24 сентября 2008 г.) был опубликован материал "Достучаться до Москвы!", в котором журналист Максим Труш освещает вопросы, затронутые в ходе обсуждения на заседании постоянного комитета по рыболовству, природным ресурсам и аграрной политике Законодательного собрания Камчатского края. В числе прочего, как упомянуто в статье, депутаты коснулись вопроса об экспорте рыбопродукции: "Причиной послужило обращение председателя Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки С.В. Тимошенко к председателю Заксобрания Камчатского края Б.А. Невзорову. В нём говорится о том, что "на протяжении двух с половиной лет в части экспорта рыбопродукции сложилась ситуация, требующая разрешения и разбирательства на самом высоком уровне: после сбора всех предусмотренных законодательством документов необходимо получить разрешение на экспорт от федерального управления Россельхознадзора. Этот процесс занимает по времени более месяца и даёт предпосылки для множества нарушений... Требования, которыми РСХН обложил рыбаков, установили ещё одну незаконную и абсолютно ненужную ни с какой разумной точки зрения бюрократическую вертикаль для сбора оброка с рыбопромышленников".
Россельхознадзор не выдумывает дополнительных требований, а контролирует выполнение норм законодательства в области ветеринарии рыбопромышленниками.
Не секрет, что с момента создания Россельхознадзор кажется большинству рыбопромышленников лишней структурой. Куда проще торговать рыбой неизвестного происхождения и неподтверждённого качества без оглядки на закон. И хотя требования законодательства в области ветеринарии в современной России действуют уже последние 15 лет (Закон "О ветеринарии" принят ещё в 1993 году), для некоторых до сих пор это является "неустановленной нормой".
В 2004 году правительство РФ утвердило положение о федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в котором закрепило за Россельхознадзором "функции по надзору и контролю в области ветеринарии". Тогда же вышло и другое постановление правительства - № 201 "Вопросы федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору". Им установлено, что "Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии". Кроме того, законодатели наделили Россельхознадзор полномочиями выдавать разрешения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из страны продукции животного происхождения. Вероятно, рыбопромышленники, недовольные требованиями, которые по закону предъявляют им инспекторы Россельхознадзора, путаются в основных понятиях биологии средней школы: рыба, икра и продукция из них произведённая относится не к растительному, а - внимание! - к животному миру.
Согласно ст. 9 Закона "О ветеринарии", разрешение на вывоз с территории РФ такой продукции выдается Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации. "И причем здесь Россельхознадзор?", - снова возмутятся рыбопромышленники, не утруждающие себя вникнуть в основы административного устройства страны, благодаря использованию ресурсов которой год от года поднимают свое благосостояние. Поясняем: Главный государственный ветеринарный инспектор РФ является заместителем руководителя Россельхознадзора и исполняет свои обязанности в рамках Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
О какой "незаконной и абсолютно ненужной бюрократической вертикали" тут можно говорить? Любое уважающее себя государство, которое стоит на защите интересов своих граждан, печётся о безопасности их жизни и здоровья и именно для этих целей создает соответствующие структуры.
Порядок получения разрешений детально прописан в Административном регламенте, который утвержден приказом минсельхоза от 09.01.2008 № 1. Документ содержит блок-схемы всех административных процедур и наглядно, предельно доступно демонстрирует для неотягощенного правовыми знаниями человеческого сознания механизм получения разрешений на ввоз (вывоз) и транзит продукции животного происхождения по территории РФ. В регламенте прописано всё, вплоть до времени, отпускаемого на устные телефонные ответы претендентам. Срок рассмотрения ходатайства о вывозе продукции и принятия решения составляет не более 30 дней. Поясним также, что указанный срок проведения административной процедуры (30 дней) находится в соответствии с правовыми нормами, определенными правительством РФ при работе с обращениями юридических лиц и граждан.
Как можно усмотреть в этом публичном механизме "предпосылки для множества нарушений" и "сбора оброка", непонятно. Вероятно, такие нарушения могут возникнуть, но только в том случае, если сами рыбопромышленники ищут способ сократить срок получения разрешения и пытаются действовать в обход закона.
"До настоящего времени ветеринарных правил и норм в отношении рыбы и рыбопродукции не установлено, и вопрос о подконтрольности рыбопродукции госветнадзору остаётся открытым до издания в установленном порядке соответствующих технических регламентов", - такого мнение С.В. Тимошенко.
В 2006 году приказом минсельхоза РФ № 422 утверждены "Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов". Партии грузов, в частности, рыба и икра всех видов, при вывозе с территории Российской Федерации должны сопровождаться ветеринарными сертификатами формы 5i. Данный сертификат выдается территориальными органами Россельхознадзора.
Рыбопродукция - это: а) продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу, иначе пищевые продукты; б) продукция животного происхождения. Согласно федеральному закону "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора Российской Федерации". Правительство РФ своим постановлением № 987 от 21 декабря 2000 г. поручило этой структуре следить за "безопасностью в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов сырых, яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, мёда и продуктов пчеловодства)". Таким органом в РФ в настоящее время является Россельхознадзор.
Вообще, государственный надзор существует для "предотвращения заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением некачественной, опасной продукции", а также "пресечения нарушений законодательства РФ в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов".
Россельхознадзор действует исключительно в рамках закона. Однако сотрудникам ведомства зачастую приходится разъяснять не только законность своих требований, но и отстаивать конституционные нормы. Ведь отнюдь не ради демонстрации "власти над рыбопромышленниками" выступал представитель управления на заседании комитета по рыболовству Заксобрания. Отсутствие базовых правовых знаний в сфере осуществления основной деятельности не с лучшей стороны характеризует некоторых камчатских рыбопромышленников. И Россельхознадзору, теперь уже в присутствии законодателей края, вновь приходится напоминать рыбопромышленникам о верховенстве закона.
Источник: Рыбак Камчатки