{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Конфликт между интересами Ассоциации краболовов Севера и Ассоциацией прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана

26 марта 2007 10:58
Приказ Минсельхоза № 87 от 24.03.06 г. «О запрете применения в 2006 г. траловых орудий лова в большом районе прибрежной зоны в районе Кольского п-ва» в интересах краболовных компаний, вызвал серьезный протест рыбаков-прибрежников. Значительную часть времени года, особенно в относительно теплые годы, треска и пикша покидает территориальные воды в районе Кольского п-ва и уходит в более северо-восточные районы. В 2006 г. они оказались закрытыми для тралового лова. Очевидно, авторами Приказа № 87 предполагалось, что реализовывать свои ограниченные квоты маломерный флот Мурманской области сможет в любом районе Баренцева моря - вплоть до архипелага Шпицберген. Опыт показал, что для маломерных судов это практически невозможно, тем более с учетом современных цен на топливо. Тем не менее, в проекте новых Правил рыболовства для Северного бассейна, которые должны быть утверждены уже в первом квартале 2007 г., предполагается сохранение этого запретного района «навечно». По мнению НО «Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана», такой проект был создан только в интересах Ассоциации краболовов Севера, которая стремится установить монополию в отношении контроля всех позиций по камчатскому крабу в Баренцевом море. Промысел камчатского краба в ИЭЗ РФ начался в конце 2004 г. Судовладельцы, получившие право на промысел, затратили слишком большие средства на приобретение лотов. Очевидно, что их «нереальные» затраты до сих пор не оправдались.  

Сохраните Мурманскую «прибрежку»! Под таким лозунгом Правление НО «Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана» от имени руководителей всех входящих в ее состав компаний направило на имя министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева письмо:

Уважаемый Алексей Васильевич!

Минсельхоз в свое время и в установленном порядке поручил Всероссийскому научно - исследовательскому институту рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) разработать проект новых правил рыболовства для Северного бассейна. Активное участие в этом мероприятии с самого начала принимали и представители промышленного прибрежного рыболовства - некоммерческой организации "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана" (НО "АПРФХМ"). С учетом мнения местных профильных ученых рыбного хозяйства ими были разработаны и направлены в сентябре 2006 г. в рабочую группу, образованную при Правительстве Мурманской области (Департамент рыбной промышленности МО) конкретные предложения и дополнения к проекту Правил.

В ходе работы многие поправки были учтены. Однако, принципиальные предложения, затрагивающие непосредственно и дальнейшее развитие, и даже существование прибрежного рыболовства Мурманской области, как такового на северо-западе России - в нем не нашли и до сих пор не находят своего подтверждения. Прежде всего, речь идет о предполагаемых запретительных и глубоко, на наш взгляд, непродуманных мерах регулирования рыболовства в территориальных водах и в юго-восточной части исключительной экономической зоны РФ в Баренцевом море.

По мнению главных разработчиков проекта, установление ограничений промысла по районам, срокам и орудиям лова является острейшей необходимостью, ибо при ведении промысла активными орудиями лова травмируется до 100 % камчатского краба - вселенца, уникального донного биоценоза, тем самым, якобы, в перспективе будет уничтожена вся его популяция. В то же время, как следует из тех же научных материалов, сохранять прежде всего необходимо естественные гидробионты (биоценозы), а краб - не является их составляющими. Безусловно, Ассоциация «прибрежников» в не меньшей степени обеспокоена охраной ВБР, являющихся источником материального благополучия и жизнеобразующей основой всей хозяйственной деятельности наших предприятий. Мы видим, что одной из наиболее действенных мер такой охраны - были и есть научно обоснованные и здравые запретительные и ограничительные мероприятия в промышленном рыболовстве.

Но общие благие намерения ни в коем случае нельзя превращать в некую тотальную кампанию полного запрета промысла одних хозяйствующих субъектов в пользу других. Это чревато негативными социально - экономическими и политическими последствиями в целом на всем Северном бассейне. Следует так же иметь в виду тот факт, что 90 % донных видов рыб (треска, пикша, камбала) в прибрежье добывается (вылавливается) только тралирующими орудиями лова. Таким образом, продолжая политику расширения на постоянной основе (правилами) района, ограничивающего траловый промысел, Россия будет терять не менее 6 тыс. т ежегодного вылова только камбалы (исключительно национального ресурса). По нашим расчетам, теперь 40 % всех добывающих мощностей, принадлежащих только предприятиям НО "АПРФХМ", не смогут в течение года реализовать свои возможности на полную мощность. Возникает явная угроза недоосвоения прибрежных квот на добычу (вылов) основных видов морских биоресурсов (треска, пикша, камбала). Это может привести к серьезным негативным последствиям: чем меньше рыбы мы ловим в нашей зоне - тем больше даем аргументов норвежцам для делимитации моря не в пользу России.

Вышеизложенные аргументы уже неоднократно обозначались нашими специалистами и учеными. Запретительные и ограничительные меры регулирования рыболовства в прибрежной зоне (по включению их в Правила) так же неоднократно поднимались на различных уровнях и форумах, в том числе 30.01.2007 г. на Территориальном рыбохозяйственном Совете Мурманской области, 15.02.2007 г. на Северном научно - промысловым Совете. Но Ученым Советом ВНИРО наши доводы были окончательно отклонены путем голосования. Таким образом, расширенные районы ограничения тралового промысла прибрежными судами рекомендованы для включения на постоянной основе отдельным разделом в "Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна". Очевидно, что почему-то, были учтены интересы только краболовного сектора.

Мы глубоко убеждены - закрытие на данной основе районов для тралового лова прибрежными судами "загубит на корню" только что наметившееся развитие прибрежного комплекса северо-запада России. Этого нельзя допустить даже с учетом сохранения крабового промысла для будущих поколений, в угоду которого, кстати, ставится в настоящее время на карту Продовольственная безопасность целого региона. Последует неизбежное свертывание прибрежного рыболовства, влекущее за собой значительное сокращение рабочих мест в рыболовецких поселениях прибрежья Баренцева и Белого морей. Как следствие, это приведет к росту социального напряжения среди населения субъекта Федерации с наиболее насыщенной рыбной инфраструктурой в Северо-западном округе России.

В этой связи, уважаемый Алексей Васильевич, зная Вас как человека неравнодушного к проблемам рыбного хозяйства Севера, и как специалиста - государственника, убедительно просим срочно вмешаться в складывающуюся ситуацию по принятию указанных Правил, в частности, относительно затронутой нами проблемы и наложить на них "вето" до полного приведения документа в надлежащий порядок.

Одновременно направляем Вам наши предложения.

А.Евенко, Председатель правления

ПРЕДЛОЖЕНИЯ по оптимизации запретительных и ограничительных мер регулирования прибрежного рыболовства активными орудиями лова для Северного рыбохозяйственного бассейна.

Рассматриваемую проблему необходимо разделить на три составляющие:

1. Необходимость запретных районов.

2. Целесообразность и варианты расширения запретных районов.

3. Необходимость внесения ограничительных мер регулирования рыболовства на постоянной основе в разрабатываемые Правила.

Установление научно-обоснованных ограничений промысла в Баренцевом и Белом морях по районам, срокам и орудиям лова, безусловно, является одной из наиболее действенных мер охраны ВБР. Они нужны и необходимы. Касательно целесообразности и расширения запретного района. Как известно, камчатский краб - вселенец. Его ареал еще не обрел четких границ. Места скоплений промысловых самцов имеют постоянную тенденцию к смещению в северо-восточном направлении. Следовательно, конфигурацию этого района необходимо менять. По предложениям отраслевого института ФГУП «ПИНРО», этот район (запретный) можно увеличить на 18 промысловых квадратов. В то же время нет никакой необходимости образовывать запретный район на юго-востоке Баренцева моря. Исходя из научных съемок по распространению камчатского краба (распределению), в настоящее время там его нет. Этот район традиционно является местом добычи (вылова) донными тралами пикши и камбалы прибрежными судами. По этим причинам конфигурацию и этого района промысла следует изменить, открыв на юго-востоке Баренцева моря семь промысловых квадратов.

Относительно необходимости внесения в Правила указанных выше запретов и ограничений промышленного прибрежного рыболовства в Баренцевом море на постоянной основе. На наш взгляд, этого делать не стоит, по следующей причине: камчатский краб продвигается на северо-восток от Кольского п-ва, его ареал не постоянен. Из этого следует, что Правила должны оперативно пересматриваться в угоду не только крабовому промыслу. Но ведь Правила - это документ долгосрочного характера и их невозможно оперативно и быстро изменить. Поэтому, запретные районы использования орудий лова в прибрежной зоне, при необходимости должны устанавливаться и пересматриваться ежегодно документами, носящими оперативный характер, т.е. на основе распоряжений, указаний, приказов и т.д. Минсельхоза РФ.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>