Конфликт между интересами Ассоциации краболовов Севера и Ассоциацией прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана
Сохраните Мурманскую «прибрежку»! Под таким лозунгом Правление НО «Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана» от имени руководителей всех входящих в ее состав компаний направило на имя министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева письмо:
Уважаемый Алексей Васильевич!
Минсельхоз в свое время и в установленном порядке поручил Всероссийскому научно - исследовательскому институту рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) разработать проект новых правил рыболовства для Северного бассейна. Активное участие в этом мероприятии с самого начала принимали и представители промышленного прибрежного рыболовства - некоммерческой организации "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана" (НО "АПРФХМ"). С учетом мнения местных профильных ученых рыбного хозяйства ими были разработаны и направлены в сентябре 2006 г. в рабочую группу, образованную при Правительстве Мурманской области (Департамент рыбной промышленности МО) конкретные предложения и дополнения к проекту Правил.
В ходе работы многие поправки были учтены. Однако, принципиальные предложения, затрагивающие непосредственно и дальнейшее развитие, и даже существование прибрежного рыболовства Мурманской области, как такового на северо-западе России - в нем не нашли и до сих пор не находят своего подтверждения. Прежде всего, речь идет о предполагаемых запретительных и глубоко, на наш взгляд, непродуманных мерах регулирования рыболовства в территориальных водах и в юго-восточной части исключительной экономической зоны РФ в Баренцевом море.
По мнению главных разработчиков проекта, установление ограничений промысла по районам, срокам и орудиям лова является острейшей необходимостью, ибо при ведении промысла активными орудиями лова травмируется до 100 % камчатского краба - вселенца, уникального донного биоценоза, тем самым, якобы, в перспективе будет уничтожена вся его популяция. В то же время, как следует из тех же научных материалов, сохранять прежде всего необходимо естественные гидробионты (биоценозы), а краб - не является их составляющими. Безусловно, Ассоциация «прибрежников» в не меньшей степени обеспокоена охраной ВБР, являющихся источником материального благополучия и жизнеобразующей основой всей хозяйственной деятельности наших предприятий. Мы видим, что одной из наиболее действенных мер такой охраны - были и есть научно обоснованные и здравые запретительные и ограничительные мероприятия в промышленном рыболовстве.
Но общие благие намерения ни в коем случае нельзя превращать в некую тотальную кампанию полного запрета промысла одних хозяйствующих субъектов в пользу других. Это чревато негативными социально - экономическими и политическими последствиями в целом на всем Северном бассейне. Следует так же иметь в виду тот факт, что 90 % донных видов рыб (треска, пикша, камбала) в прибрежье добывается (вылавливается) только тралирующими орудиями лова. Таким образом, продолжая политику расширения на постоянной основе (правилами) района, ограничивающего траловый промысел, Россия будет терять не менее 6 тыс. т ежегодного вылова только камбалы (исключительно национального ресурса). По нашим расчетам, теперь 40 % всех добывающих мощностей, принадлежащих только предприятиям НО "АПРФХМ", не смогут в течение года реализовать свои возможности на полную мощность. Возникает явная угроза недоосвоения прибрежных квот на добычу (вылов) основных видов морских биоресурсов (треска, пикша, камбала). Это может привести к серьезным негативным последствиям: чем меньше рыбы мы ловим в нашей зоне - тем больше даем аргументов норвежцам для делимитации моря не в пользу России.
Вышеизложенные аргументы уже неоднократно обозначались нашими специалистами и учеными. Запретительные и ограничительные меры регулирования рыболовства в прибрежной зоне (по включению их в Правила) так же неоднократно поднимались на различных уровнях и форумах, в том числе 30.01.2007 г. на Территориальном рыбохозяйственном Совете Мурманской области, 15.02.2007 г. на Северном научно - промысловым Совете. Но Ученым Советом ВНИРО наши доводы были окончательно отклонены путем голосования. Таким образом, расширенные районы ограничения тралового промысла прибрежными судами рекомендованы для включения на постоянной основе отдельным разделом в "Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна". Очевидно, что почему-то, были учтены интересы только краболовного сектора.
Мы глубоко убеждены - закрытие на данной основе районов для тралового лова прибрежными судами "загубит на корню" только что наметившееся развитие прибрежного комплекса северо-запада России. Этого нельзя допустить даже с учетом сохранения крабового промысла для будущих поколений, в угоду которого, кстати, ставится в настоящее время на карту Продовольственная безопасность целого региона. Последует неизбежное свертывание прибрежного рыболовства, влекущее за собой значительное сокращение рабочих мест в рыболовецких поселениях прибрежья Баренцева и Белого морей. Как следствие, это приведет к росту социального напряжения среди населения субъекта Федерации с наиболее насыщенной рыбной инфраструктурой в Северо-западном округе России.
В этой связи, уважаемый Алексей Васильевич, зная Вас как человека неравнодушного к проблемам рыбного хозяйства Севера, и как специалиста - государственника, убедительно просим срочно вмешаться в складывающуюся ситуацию по принятию указанных Правил, в частности, относительно затронутой нами проблемы и наложить на них "вето" до полного приведения документа в надлежащий порядок.
Одновременно направляем Вам наши предложения.
А.Евенко, Председатель правления
ПРЕДЛОЖЕНИЯ по оптимизации запретительных и ограничительных мер регулирования прибрежного рыболовства активными орудиями лова для Северного рыбохозяйственного бассейна.
Рассматриваемую проблему необходимо разделить на три составляющие:
1. Необходимость запретных районов.
2. Целесообразность и варианты расширения запретных районов.
3. Необходимость внесения ограничительных мер регулирования рыболовства на постоянной основе в разрабатываемые Правила.
Установление научно-обоснованных ограничений промысла в Баренцевом и Белом морях по районам, срокам и орудиям лова, безусловно, является одной из наиболее действенных мер охраны ВБР. Они нужны и необходимы. Касательно целесообразности и расширения запретного района. Как известно, камчатский краб - вселенец. Его ареал еще не обрел четких границ. Места скоплений промысловых самцов имеют постоянную тенденцию к смещению в северо-восточном направлении. Следовательно, конфигурацию этого района необходимо менять. По предложениям отраслевого института ФГУП «ПИНРО», этот район (запретный) можно увеличить на 18 промысловых квадратов. В то же время нет никакой необходимости образовывать запретный район на юго-востоке Баренцева моря. Исходя из научных съемок по распространению камчатского краба (распределению), в настоящее время там его нет. Этот район традиционно является местом добычи (вылова) донными тралами пикши и камбалы прибрежными судами. По этим причинам конфигурацию и этого района промысла следует изменить, открыв на юго-востоке Баренцева моря семь промысловых квадратов.
Относительно необходимости внесения в Правила указанных выше запретов и ограничений промышленного прибрежного рыболовства в Баренцевом море на постоянной основе. На наш взгляд, этого делать не стоит, по следующей причине: камчатский краб продвигается на северо-восток от Кольского п-ва, его ареал не постоянен. Из этого следует, что Правила должны оперативно пересматриваться в угоду не только крабовому промыслу. Но ведь Правила - это документ долгосрочного характера и их невозможно оперативно и быстро изменить. Поэтому, запретные районы использования орудий лова в прибрежной зоне, при необходимости должны устанавливаться и пересматриваться ежегодно документами, носящими оперативный характер, т.е. на основе распоряжений, указаний, приказов и т.д. Минсельхоза РФ.
![](/_/fb/new/925/images/Gostovo.gif?s=d3797&marker=LjN8KF99x)