Контроль над рыбой в одни руки?

20 января 2014 16:37

Создание единой службы надзора за качеством и безопасностью пищевой продукции поможет в борьбе с недобросовестной конкуренцией и избыточными административными барьерами, считают в Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на Fishnews.

Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка (Рыбная ассоциация) разместила на своем официальном сайте предложения по развитию рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. Рекомендуемые меры затрагивают ряд проблемных вопросов с формированием и распределением квот, реализацией рыбопродукции, а также борьбу с недобросовестной конкуренцией и избыточными административными барьерами.

В качестве одной из реформ предлагается создать единую службу надзора за качеством и безопасностью пищевой продукции для борьбы с недобросовестной конкуренцией и снижения административных барьеров.

Такая рекомендация обусловлена, по мнению представителей ассоциации, неспособностью надзорных органов справится с явлением псевдоконкуренции в рыбном хозяйстве.

«Если такой вариант невозможен, необходимо создание единого документа, подтверждающего качество и безопасность рыбной продукции», – говорится в сообщении Рыбной ассоциации. Представители объединения вновь обращают внимание на тот факт, что за вопросы качества и безопасности рыбной продукции в России отвечают разные ведомства, причем контроль над качеством и безопасностью импортной рыбной продукции в России осуществляется менее строго, чем за отечественной продукцией.

Специалисты считают, что в свете нынешней ситуации на рынке правительство должно ввести меры контроля в отношении иностранных поставщиков, сопоставимые с теми, что применяются в странах ЕС и США в отношении российской продукции.

Ассоциация предлагает простой подход к решению проблемы попадания на рынок некачественной продукции. Штрафы за нарушения должны быть выше доходов, получаемых недобросовестными участниками рынка от реализации такого товара. Целью этих и подобных реформ является создание равных условий для российского производителя и иностранных поставщиков.

Для упрощения работы надзорных органов и повышения качества контроля рекомендуется разработать систему электронной прослеживаемости рыбной продукции, доступ к которой имели бы все заинтересованные министерства и ведомства – ФАР, ФНС, МВД и т.д. По мнению авторов, это позволит решать смежные задачи, связанные с предотвращением преступлений в экономической сфере и усилит борьбу с псевдоконкуренцией.

Предложения Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка по развитию рыбохозяйственного комплекса (РХК) России:

1. Отмена единого сельскохозяйственного налога для рыбоперерабатывающих предприятий и возврат к взиманию НДС. Это позволит уравнять налоговый режим в цепочке «создания стоимости», станет стимулом для развития глубокой переработки, поможет убрать с рынка компании-однодневки, повысит долю водных биологических ресурсов (ВБР), поставляемых на российский берег и увеличит поступления в бюджет.

2. Изменение механизма взимания сбора за пользование ВБР - введение регулярной индексации ставки сбора в зависимости от изменения мировых цен на ВБР (по аналогии с экспортной пошлиной на нефть). Это также станет стимулом для развития глубокой переработки и увеличит поступления в бюджет. Обнуление платы за ВБР для тех рыбаков, которые 100% отходов направляют на производство рыбной муки – ценного сырья для выпуска кормов для предприятий аквакультуры и АПК в целом. Ассоциация считает, что взимания сбора за пользование ВБР является анахронизмом, от которого развитые страны давно отказались. В результате иностранные предприятия получили конкурентные преимущества при поставках продукции на экспорт.

3. Сохранение неизменным «исторического принципа» распределения квот. После долгосрочного закрепления квот в 2008 году был решен целых ряд проблем: удалось добиться многократного снижения коррупции в управлении рыбной отраслью, роста объема вылова и т.д. Кроме того, предприятия начали осуществлять долгосрочное экономическое планирование, в отрасль пришли инвестиции. Ассоциация, как и большинство других общественных объединений РХК, считает, что долгосрочное закрепление квот следует не только сохранить, но и увеличить период «закрепления» до 15-20 лет, стимулируя развитие отрасли. В связи с этим вызывает недоумение заявления ФАС об одобрении экспертным сообществом корректировки порядка распределения долей квот по «историческому принципу», хотя на самом деле экспертное сообщество почти единогласно призывает антимонопольное ведомство перестать нервировать отрасль непродуманными инициативами.

4. Создание мощного национального бренда наподобие норвежского NORGE, «отвечающего» за качество рыбной продукции. Ассоциация считает, что отечественный РХК готов к импортозамещению и наращиванию выпуска продукции глубокой переработки. Но конкуренция вышла из правового поля и вход на рынок заблокирован недоброкачественной продукцией преимущественно азиатского «происхождения» с избыточным нанесением глазури. При этом на прилавках мы часто видим отечественную рыбу, вернувшуюся к нам с «добавочной стоимостью» (до 80% рыбы, выловленной российскими рыбаками, экспортируется за рубеж). Необходимо замотивировать рыбаков доставлять улов на российский берег путем внесения соответствующих изменений в закон о рыболовстве и в налоговую систему.

5. Формирование «новых потребителей» путем централизованных госзакупок рыбной продукции для детских садов, школ и т.п. Таким образом решается задача по обеспечению детей полезным и безопасным белком. Ассоциация считает необходимым объяснить потребителям, что рыбная продукция не может продаваться в нижнем ценовом сегменте. Ее ниша – средний и высокий ценовой сегмент.

6. Создание единой службы надзора за качеством и безопасностью пищевой продукции для борьбы с недобросовестной конкуренцией и снижения административных барьеров. Если такой вариант невозможен, необходимо создание единого документа, подтверждающего качество и безопасность рыбной продукции (например, следует указывать в ветеринарном сертификате долю глазури в рыбе).Ассоциация исходит из того, что надзорные органы сегодня не в состоянии справиться со сложившейся псевдоконкуренцией. Действующий контроль часто вырождается в избыточные административные барьеры и не достигает своей цели. Тем более что за вопросы качества и безопасности рыбной продукции в России отвечают разные ведомства, чего нет ни в одной цивилизованной стране мира. Кроме того, контроль над качеством и безопасностью импортной рыбной продукции в России осуществляется менее строго, чем за отечественной продукцией. При том, что ситуация, сложившаяся на рынке, требует от государства усиления контроля над качеством и безопасностью ввозимых на территорию России водных биоресурсов. Меры, применяемые в отношении иностранных поставщиков, должны быть сопоставимы с теми мерами, которые применяются в странах ЕС и США в отношении российской продукции. Штрафы за нарушения должны быть выше доходов, получаемых недобросовестными участниками рынка от реализации низкокачественной рыбопродукции. Российский производитель должен быть поставлен в равные условия с иностранными поставщиками.

7. Создание системы электронной прослеживаемости рыбной продукции и предоставление доступа к этой системе всем заинтересованным министерствам и ведомствам (ФАР, ФНС, МВД и т.д.) Это станет важным инструментом для борьбы с псевдоконкуренцией. Подобная система не только упростит работу надзорного органа и повысит качество контроля, но и решит смежные задачи, связанные с предотвращением преступлений в экономической сфере.

8. Внесение изменений в закон о торговле, запрещающие торговым сетям заключать с поставщиками какие-либо иные договора кроме договора поставки. Прочие договора должны в обязательном порядке согласовываться с ФАС. К сожалению, судебная практика, по сути, подтверждает право торговых организаций заключать с производителями не только договоры поставки, но и договоры возмездного оказания рекламных и маркетинговых услуг в зависимости от объема поставленной продукции, увеличивая свою маржу. Действующая сложная система администрирования маржи торговых сетей формирует барьеры для попадания рыбной продукции на полки, препятствует честной конкуренции и фактически создает преференции для импортной продукции.

9. Принятие мер, способствующих изменению бизнес-среды. Крупный бизнес уходит из дистрибуции отечественной рыбной продукции – в силу специфики налогового законодательства, ему выгодней заниматься импортом. А небольшие компании не имеют ни желания (многие из них являются налоговыми уклонистами), ни возможности навести порядок на рынке.

10. Введение конкретных критериев, по которым можно инициировать возбуждение уголовного дела или выездную налоговую проверку до истечения трех лет. На сегодняшний день выездные налоговые проверки могут проводиться только через три года после начала деятельности организации. Это приводит к тому, что компании уходят от налогов при помощи фирм-однодневок и избегают ответственности за это правонарушение. Возникает нерыночная конкуренция.

11. Принятие мер, направленных на развитие аквакультуры в России. Отечественные предприятия аквакультуры не могут составить конкуренцию иностранным производителям в силу целого комплекса причин: несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие необходимой инфраструктуры, плановое обнуление импортных пошлин на рыбу в рамках ВТО и т.д. В связи с этим Ассоциация предлагает рассматривать перспективу развития океанического рыболовства и фермерства в комплексе. Необходимо замотивировать рыбаков устанавливать на судах линии для переработки рыбных отходов на кормовую муку. Учитывая нынешний объем промысла, в России можно выпускать 250-300 тыс. т рыбной муки, с помощью которой можно произвести 1 млн т товарной рыбы. Для сравнения, объем искусственно выращенного лосося в России в прошлом году составил порядка 20 тыс. т. Всего же в стране искусственно выращивается 150 тыс. т рыбы, однако основной объем - около 110 тыс. т - приходится на менее ценные карповые виды. Одновременно необходимо принять меры по регулированию экспорта рыбной муки с целью обеспечить зарождающуюся отечественную аквакультуру и АПК в целом потенциально конкурентоспособными кормами.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>