Крабовладелец
Управляющее государственными товарными знаками ФКП "Союзплодоимпорт" может получить еще один легендарный советский бренд - консервы из крабов Chatka. В конце года соответствующее предложение министр сельского хозяйства Алексей Гордеев направил главе Минэкономразвития Эльвире Набиуллиной. Даже при годовом обороте продаж консервов Chatka более чем $25 млн (прогнозы Минсельхоза) участники рынка скорее предпочтут инвестировать в собственные марки: возрождение бренда потребует более $10 млн. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на Коммерсантъ.
Предложение "дать соответствующее поручение Росимуществу о закреплении товарного знака на праве оперативного управления за ФКП "Союзплодоимпорт"" господин Гордеев высказал в письме министру экономического развития Эльвире Набиуллиной 22 октября 2008 года. Свою инициативу Алексей Гордеев объясняет тем, что нынешний правообладатель - Росимущество - не может участвовать в коммерческой деятельности, а следовательно, не может и развивать марку, заключая лицензионные договоры на использование этого товарного знака производителями. Из-за этого позиции марки на рынке ослабевают, а регистрация товарного знака может быть аннулирована. По схеме лицензионных договоров традиционно работает "Союзплодоимпорт": частные компании выпускают продукцию под принадлежащими государству марками (шампанское "Советское", водка "Столичная" и проч.), за это выплачивают ФКП роялти от продаж.
В канцелярии Минэкономразвития подтвердили получение письма (входящий номер 67967 от 22 октября 2008 года), а в отделе делопроизводства департамента госрегулирования в экономике (занимается этим вопросом) добавили, что пока официальный ответ в Минсельхоз не направлен, идет внутренняя переписка. На мартовское предложение Минсельхоза подготовить проект постановления правительства о передаче "Союзплодоимпорту" прав пользования и распоряжения (без права уступки) товарным знаком Chatka ведомство госпожи Набиуллиной ответило встречной инициативой - передать права только до 1 июня 2009 года, а компании-лицензиаты выбирать по конкурсу. Впрочем, это предложение Минсельхоз отклонил, и проект постановления не согласован до сих пор. "Закрепление товарного знака за ФКП (в оперативном управлении.- "Ъ") позволит отказаться от необходимости продолжения затянувшегося согласования проекта постановления",- надеется господин Гордеев.
Бренд Chatka зарегистрирован в 1984 году за Всесоюзным хозрасчетным внешнеторговым объединением "Соврыбфлот". В 1993 году знак перешел к ВАО "Советский рыболовный флот", в 2004 году - к ООО "Сокра-Фиш". В 2003 году в соответствии с поручениями правительства в борьбу за знак по доверенности Росимущества включилось ФКП "Союзплодоимпорт". В 2005 году исключительное право на знак Chatka было признано за Росимуществом (решение вступило в силу 28 января 2008 года).
В финансово-экономическом обосновании проекта постановления правительства РФ "О товарном знаке Chatka" говорится, что после передачи ФКП прав на Chatka и восстановления его позиций за рубежом (собирается оспаривать международную регистрацию знака на коммерческие фирмы), годовые продажи этих консервов составят $25,4 млн в год, поступления в бюджет от роялти (устанавливается на уровне $0,25 за 1 кг для России и $0,45-0,6 при экспорте за рубеж) - $1,2 млн в год. А продукция под маркой Chatka будет контролировать около 78% зарубежного и 58% российского рынка консервов из крабов.
Несмотря на такие радужные перспективы, участники рынка сомневаются, что ФКП столкнется с "ажиотажным спросом" на заключение лицензионных договоров на продажу продукции под маркой Chatka. "Минимальная приемлемая цена производителя за 1 кг консервов из крабов - $15 (дешевле можно продавать не готовый продукт, а сырье), соответственно, эти консервы попадают в сегмент премиальных продуктов, а потребители, которые смогут себе это позволить, предпочтут не консервы, а охлажденное мясо крабов",- рассуждает гендиректор УК "Морская политика" (бренд "Камча") Олег Васютинский. Совладелец Norge Fish Сергей Гудков считает, что за время отсутствия на рынке бренд Chatka "немного обесценился" и теперь "им надо серьезно заниматься". "Если вкладывать деньги, то уж лучше в собственный бренд",- полагает господин Гудков. С ним соглашается и совладелец компании "Русское море" Максим Воробьев. Он оценивает инвестиции в возрождение марки с учетом экспансии на зарубежные рынки минимум в $10 млн.