{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Краткий обзор состояния ключевых рынков тихоокеанской рыбной продукции в последней декаде февраля 2010 г.

3 марта 2010 08:34

Минтай. В третьей декаде февраля общий характер промысла минтая в российской и американской зонах претерпел довольно заметные изменения, однако о кардинальной смене тенденций говорить еще не приходилось. Такая информация поступила в https://www.fishnet.ru/ с российского ДВ со ссылкой на российские, американские и японские источники по состоянию на 3.3.2010 г.

На американском промысле минтая в восточной части Берингова моря даже ближе к концу февраля траулеры-заводы и прочие участники промысла все еще находились в поиске крупных промысловых скоплений и продолжали ждать начала основной волны нерестового подхода. Темпы промысла ускорились, однако в основном за счет подключения к нему тех участников, которые воздерживались приблизительно до середины февраля от работы с минтаем по причине очень слабой обстановки. Экономическое положение участников промысла по-прежнему сильно осложнялось большой неравномерностью размерного и возрастного составов минтая в вылове, что во многом не позволяло с полной эффективностью использовать перерабатывающие мощности, включая линии по производству филе и сурими. Но все же рост вылова был уже достаточно серьезным для того, чтобы обеспечить реальное наращивание предложения для американских и зарубежных пользователей.

Значительный рост активности на американском промысле проявился уже на третьей неделе февраля, когда вылов увеличился по сравнению со второй неделей месяца почти на 50%, однако он только приблизился к уровню 40,0 тыс.т, а это значит, что до наступления основной фазы сезона «А» было еще довольно далеко. Интересным моментом было еще и то, что если на второй неделе февраля вылов фактически сравнялся с прошлогодним, то на третьей неделе месяца он опять сильно отстал от прошлогоднего, уступив ему без малого 20%. В итоге на начало последней декады февраля общий объем сезонного вылова минтая на американском промысле так и не вышел на уровень 100,0 тыс.т, сократившись по сравнению с прошлым годом почти на 25%, или почти на 30,0 тыс.т, причем основной беринговоморский промысел дал только около 90,0 тыс.т и общий показатель в заметной степени поддерживался необычно быстрыми темпами вылова в зал.Аляска.

В качестве основной тенденции третьей недели февраля в плане производства основных видов товарной продукции можно отметить резкий рост показателей выпуска большей части ассортимента, причем в большинстве случаев был зафиксирован и рост по сравнению с прошлым годом, что в условиях сокращения вылова рождает определенные сомнения в соответствии официальной статистики реальной ситуации в производстве (по крайней мере, конкретно в нынешнем сезоне).

Так, например, недельный выпуск сурими резко вышел на уровень 5,0 тыс.т, превысив прошлогодний почти на 1,0 тыс.т (хотя японские импортеры по-прежнему говорили о довольно слабом интересе производителей к работе с сурими, особенно для рынка Японии, и о том, что реальный выпуск ограничивается в основном продукцией самых низких сортов). Недельный выпуск обезглавленного потрошеного минтая опять же резко приблизился к уровню 4,0 тыс.т, тогда как на второй неделе февраля он ограничился менее чем 1,5 тыс.т, причем по сравнению с прошлым годом он увеличился еще больше (на 250%). Выпуск муки почти достиг 1,5 тыс.т, превысив прошлогодний более чем на 25%.

По филе необходимо отметить серьезное и очень резкое перераспределение активности в выпуске таких основных видов, как филе обесшкуренное бескостное (PBO) и филе глубокого обесшкуривания, а также продолжающийся рост выпуска филе с мелкими остевыми костями. По итогам третьей недели февраля сезонный выпуск филе с костями составил почти 0.7 тыс.т, увеличившись по сравнению с прошлым годом почти в два раза, а сезонный выпуск филе PBO и филе глубокого обесшкуривания сократился приблизительно на 22-26%, составив соответственно 6,2 тыс.т и 5,6 тыс.т, но недельный выпуск филе PBO разом увеличился в два раза, составив около 3,4 тыс.т, а недельный выпуск филе глубокого обесшкуривания, напротив, сократился на 25%, ограничившись менее чем 1,5 тыс.т.

Специалисты рынка считают, что о смене тенденций говорить еще слишком рано, но если и данные за последнюю неделю февраля и первую неделю марта также продемонстрируют высокие темпы выпуска филе PBO, то уже можно будет сделать вывод о том, что американские производители увидели достаточно благоприятные перспективы реализации именно этого вида филе, которое в основном отгружается на экспорт, тогда как филе глубокого обесшкуривания реализуется в основном на внутреннем рынке США. Возможно, что затянувшийся процесс решения проблем получения российскими производителями сертификатов вылова европейского образца действительно улучшил ситуацию с продажами аляскинской продукции на рынке стран ЕС, хотя быстрое ослабление курса евро этому никак не могло способствовать.

Икра минтая. Темпы производства мороженой икры минтая на Аляске во второй половине февраля продолжали ускоряться, но японские импортеры не считают, что уже можно говорить о начале основной фазы производства именно икры, поскольку качество сырца в целом все еще оставляло желать много лучшего и вылов минтая оптимального для выпуска икры размера и возраста оставался сравнительно небольшим. На первой деле февраля выпуск икры приблизился к 0,5 тыс.т, на второй неделе месяца он достиг уровня 1,0 тыс.т, а на третьей неделе вышел уже на уровень 1,5 тыс.т, но сами эти показатели оставались еще менее высокими, чем в прошлом году, когда по итогам сезона «А» американское производство икры минтая было зафиксировано в размере только около 15,5 тыс.т, что приблизительно на 15% меньше производства в сезоне «А» 2008 г.

Вылов минтая и производство товарной продукции на Аляске

.

 (14.02. -20.02.)

к

2009 г.

всего

(т)

к

2009 г.

вылов

38304

82,3%

97976

76,9%

товарное производство

икра

1566

88,5%

3271

65,5%

филе

5249

103,5%

12451

78,9%

БГ

3765

351,2%

6679

164,5%

фарш

829

87,4%

2859

79,0%

сурими

5092

123,9%

9775

81,3%

мука

1432

125,7%

2598

75,4%

Примеч.: данные по вылову не включают прилов минтая на беринговоморском промысле прочих объектов

В нынешнем году к началу последней декады февраля производство икры на Аляске ограничилось менее чем 3,3 тыс.т, сократившись по сравнению с прошлым годом фактически на 35%, но на второй и третьей неделях месяца выпуск икры уступал прошлогоднему лишь несколько более 10%. Если такое соотношение сохраняется на ближайшие две-три недели, то на конец февраля сезонное производство ограничилось менее чем 5,0 тыс.т, а к середине марта, когда начнутся сезонные продажи на аукционах в Сиэтле (по некоторым данным, первые аукционы были запланированы на 16 марта, то есть сразу после крупной ежегодной выставки рыбы и морепродуктов в Бостоне), выпуск  ограничится диапазоном 8,5-9,0 тыс.т.

Показатель выхода икры на американском промысле на третьей неделе февраля поднялся с уровня 4,0% к уровню 4,5%. По мнению японских импортеров, это объяснялось во многом тем, что большую долю вылова составлял крупный и старый минтай. Предполагается, что с началом основной волны нерестового подхода показатель выхода икры снизится, но некоторые специалисты рынка считают, что четко выраженной волны участники промысла могут так и не дождаться, а сезон может завершиться при той разрозненности показателей, которая наблюдалась в январе и феврале, когда вылов был представлен и крупным, и средним, и мелким минтаем, и даже молодью.

Икра минтая. Динамика выпуска на Аляске в сезонах «А» 2008-2010 гг.

.

2010 г.

2009 г.

2008 г.

январь

253

1162

3381

31.01.-06.02.

419

888

1608

07.02.-13.02.

1033

1177

1859

14.02.-20.02.

1566

1770

2802

21.02.-28.02.

-

1702

2884

01.03.-07.03.

-

1914

2719

08.03.-14.03.

-

2179

1385

На российском охотоморском промысле ситуация как с самим выловом, который достиг к концу февраля 400,0 тыс.т, так и с производством основных видов товарной продукции, включая, разумеется, икру, была куда более благоприятной, хотя замедления темпов вылова во второй половине февраля, когда суточные уловы сократились до 8,5-9,0 тыс.т, не заметить было нельзя. К началу сезонных продаж российской продукции в Пусане производство мороженой икры должно было, по некоторым оценкам, выйти на уровень 12,0-13,0 тыс.т, из которых порядка 2,0 тыс.т было запланировано (по сообщениям японских источников) к реализации уже в ходе первой серии аукционов, которая должна быть проведена в период 2-4 марта.

Можно отметить, что начало российских продаж в эти сроки не является чем-то особенным, однако запланированные объемы первой серии продаж уже могут оцениваться как сенсационно большие, особенно в учетом того, что продажи начинают несколько ведущих участников рынка, включая китайскую Pacific Andes. Вполне вероятно, что российским производителям и продавцам российской продукции именно в нынешнем сезоне удастся перехватить у американских производителей инициативу в формировании уровня цен (понятно, что как минимум равными участниками этого процесса являются покупатели, японские и южнокорейские), поскольку имелись данные о том, что за первой серией аукционов может (в случае приемлемых для российской стороны результатов первых аукционов) последовать вторая с еще более крупным объемом предложения, но нельзя исключать и того, что японская сторона по-прежнему будет торпедировать эти намерения, сконцентрировав свой интерес к первым сезонным закупкам на аукционах в Сиэтле.

Возможность такого довольно неблагоприятного для российской стороны развития событий вытекает из разговоров о том, что японская сторона якобы не проявляет большого внимания к первым сезонным аукционам в Пусане будучи уверенной в том, что предложение будет представлено продукцией с датами выпуска в январе и первой половине февраля, когда в выпуске на российском промысле обычно преобладает икры недозрелая и в мелких ястыках (сообщается, что ценовые позиции покупателей по такой продукции ограничивались US$5,00/кг). Если это так, то в ходе первой серии аукционов в Пусане главную роль будут играть южнокорейские покупатели и те японские и китайские компании, которые обеспечивают сырьем работу перерабатывающих предприятий в Китае. По некоторым оценкам, ценовые позиции этих покупателей ограничиваются уровнем US$7,00/кг (за партии в реальном ассортименте) даже по тем партиям, которые представлены продукцией сравнительно высокого для начальной стадии сезона качества, включая зрелую икру.

В прошлом году средняя цена южнокорейского импорта российской продукции составила только около US$7,15/кг на годовой основе и еще ближе к US$7,00/кг без учета показателей импорта в январе и феврале, когда через таможню проводилась (по ценам на уровне US$9,00-10,00/кг) еще продукция сезона 2008 г. Предполагается в связи с этим, что в нынешнем году южнокорейская сторона попытается опустить цены существенно ниже этой отметки, пользуясь перспективами значительного расширения предложения российской продукции и осторожной позицией японских покупателей (особенно, надо полагать, в начальной стадии сезона продаж).

С другой стороны, данные южнокорейского импорта за последние три месяца показывают возможное наличие другой ценовой тенденции. В ноябре средняя цена импорта (СИФ) поднялась на уровень US$8,50/кг, что по периоду поставок продукции сезона 2009 г. уступило только показателю апреля, который составил US$8,65/кг. В декабре она снизилась почти на 8%, но удержалась в районе US$8,00/кг, а в январе поднялась более чем на 12%, или практически на US$1,00/кг, и приблизилась к уровню US$9,00/кг. Исходя из того, что в январе еще продолжалось проведение через таможню прошлогодней продукции, то ценовой показатель января стал максимально высоким для периода импорта продукции сезона 2009 г., а в целом за последние три месяца средняя цена импорта российской продукции в Южную Корею оказалась близкой к US$8,50/кг, что приблизительно на 20% выше среднего показателя по сезонным поставкам (в то же время средняя цена январского импорта американской продукции, которая была представлена летней незрелой икрой беринговоморского минтая опустилась ниже US$2,90/кг, тогда как по основной части импорта продукции сезона «В» 2009 г. она составила приблизительно US$3,40/кг).

Неясно, отражает ли эта тенденция реальные ценовые позиции южнокорейских покупателей в начале продаж продукции нового сезона. Очевидно пока только то, что эти данные вряд ли могут служить надежной опорой для оценки перспектив продаж продукции нового сезона. С другой стороны, свежие данные японского импорта также показали весьма заметный рост уровня цен по российской продукции. Кроме того, определенные изменения в состоянии рынков должны происходить и нельзя исключать вероятности того, что южнокорейский рынок уже начал проявлять готовность работать с икрой относительно высокого качества с соответствующим отражением этого в ценах по поставкам сырья, главным источником которых в нынешнем году точно будет российский промысел.

Все может быть, стал же японский потребитель в массе довольно радушно относиться к икре минтая со специями, которая исконно считается корейским видом переработанной икры минтая, почему бы и южнокорейскому потребителю в массе не повернуться лицом к тем видам переработанной икры минтая, которые производятся из сырья высокого качества. Это в перспективе усилит конкуренцию на рынке мороженой икры, подняв накал борьбы с японскими покупателями, и позволит укрепить уровень цен, но пока именно японские покупатели диктуют условия (резких изменений в этом плане не ожидается), а позиция японских покупателей заключается, по-видимому, в том, что японский рынок на данный момент скован дефляцией и о повышении уровня закупочных цен на сырье речи идти не может, так как это заставит производителей готовой продукции пойти на повышение своих цен, что ударит по активности продаж и следом крайне негативно отразится на состоянии рынка мороженого сырья.

Данные большой статистики (как в целом по рынку пищевой продукции, так и отраслевые) подтверждают справедливость такого подхода. Статистика семейных расходов в январе говорит о том, что расходы и в целом, и на покупку еды почти не растут даже по сравнению с совсем невысоким уровнем 2009 г., а расходы на покупку рыбы и морепродуктов продолжают сокращаться. Исключение составляет лишь крайне ограниченное число представителей общего ассортимента, но для российских производителей приятным является рост расходов на покупку корбикулы, крабов (почти на 12,5% по сравнению с январем прошлого года) и, что особенно хорошо, на покупку икры минтая, который составил около 8,5%. Не радует, очевидно, лишь то, что средняя цена розничной покупки готовой икры минтая снизилась еще на 5% и в январе составила 312 иен/100 г (интересно, что по крабам она поднялась по сравнению с прошлым годом почти на 20%, составив около 290 иен/100 г).

В то же время обращает на себя внимание повышение уровня цен январского импорта мороженой икры минтая российского производства в Японию, которое было действительно значительным и вывело среднюю цену импорта на действительно высокий уровень. Если средняя цена импорта американской продукции ограничилась всего 730 иен/кг, хоть и поднявшись по сравнению с декабрем прошлого года почти на 25%, то средняя цена импорта российской продукции подскочила сразу почти на 55% и составила около 1265 иен/кг, что практически восстановило средний показатель январского импорта мороженого сырья в Японию до уровня 1000 иен/кг.

Средняя цена импорта из России в январе 2010 г. значительно превысила среднюю цену импорта российской продукции за весь 2009 г., поднявшись почти на 50% (точнее, на 47%), или более чем на 400 иен/кг. При этом она оказалась самым высоким показателем за последние пятнадцать месяцев, став вровень с показателем октября 2008 г. (причем даже чуть превысив его). Кроме того, она оказалась практически равной средней цене импорта из России за весь 2008 г., что не может не производить особого впечатления, особенно на фоне постоянных разговоров о том, что в нынешнем году японские покупатели будут искать пути для дальнейшего снижения уровня цен по закупкам мороженой икры.

Понятно, что при обычной для января ограниченности объема импорта (через таможню было проведено только около 0,25 тыс.т) ценовой показатель января вряд ли может указывать на по-настоящему серьезную перемену в настроениях японских импортеров и пользователей, но все же данные января по импорту в Японию в сочетании с данными по импорту в Южную Корею не могут не оставлять ощущения того, что ситуация далеко не так однозначна, как ранее представлялось. В принципе чисто теоретически низкий уровень перешедших на нынешний год складских запасов переработанной икры в Японии в сочетании со все еще сильным курсом иены к доллару США создают неплохую основу для укрепления уровня цен на мороженое сырье, но, с другой стороны, тиски дефляции и вынужденная необходимость действовать ценовым рычагом для стимулирования потребительской активности сильно ограничивают финансовые возможности японских пользователей при новых закупках сырья.

Кроме того, явно не в пользу производителей и продавцов сырья играет фактор больших квот российского промысла, что волей-неволей порождает в среде японских и южнокорейских пользователей ожидания практически неограниченного предложения. Вдобавок и по американскому промыслу даже при текущей слабости промысловой обстановки как-то уже не слышатся прогнозы о том, что в сезоне «А» будет произведено не более 10,0 тыс.т икры минтая. Можно констатировать, таким образом, что ситуация на рынке остается крайне неопределенной и стремление российских таможенных властей ориентировать оформление экспорта икры на цены не ниже US$8,00/кг может обернуться для российских производителей большими проблемами, особенно при мартовских продажах.

Сурими. Если исходить из того, что японский рынок является одной из главных составных частей мирового рынка сурими, то вновь приходится говорить о том, что ситуация на рынке все еще далека от кардинального улучшения. Данные по семейным расходам по закупкам готовой продукции на базе сурими в январе показали очередное сокращение по сравнению с предыдущим годом, теперь более чем на 4%. Несколько сглаживало впечатление только то, что до уровня 85% восстановилась доля семей, которые продолжали покупать эту продукцию.

В то же время данные по производству такой продукции в Японии за 2009 г. могут настраивать на более оптимистический лад. Годовой объем производства камабоко и других основных видов продукции (без колбасно-ветчинной) оценивается в размере около 512,6 тыс.т (по результатам работы 300 компаний), а это на 1,0% больше объема производства в 2008 г. Размеры роста как таковые невелики, но интерес вызывает то, что сам рост был зафиксирован впервые за последние более чем 25 лет. С учетом же колбасно-ветчинной продукции суммарный выпуск (не учтены, правда, показатели мелких производителей) увеличился на 0,6%, выйдя на уровень 590,0 тыс.т. Производство самого сурими на японских предприятиях сократилось на 1,0%, составив 67,2 тыс.т.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>