Крупнейшая морская держава безнадежно отстала в борьбе за рынок судостроения
Однако, как заявил руководитель аналитического отдела компании «Совфрахт» Илья Плеханов, в борьбе за внешний рынок Россия может безнадежно отстать.
Судостроение никак не заткнет финансовую пробоину после глобальных бурь. Объемы фрахта в сфере грузоперевозок сократились вместе с торговлей - поэтому старые корабли простаивают в портах, а заказы на новые застряли на полпути к стапелям. На мировом рынке судостроения объемом в 100 млрд долл. в год у России, крупнейшей морской державы, исключительно скромное место.
«Россия в лучшем случае готова поставлять продукции на 600-800 млн долл., строить корабли на эту сумму. То есть меньше 1%. По большому счету Россия как мировой игрок не существует на мировом рынке судостроения. Мы специализируемся на строительстве голых корпусов. Больших голых корпусов, которые мы продаем», - говорит Илья Плеханов из «Совфрахта».
Оживить нужно сразу два направления. Флот для собственных потребностей изношен на 80%, в рыболовецкой отрасли вообще аховая ситуация, говорят эксперты. Необходимо также инвестировать в проекты, ориентированные на внешнюю конъюнктуру, - не хватает судов туристического класса мирового уровня.
«Чтобы начать строить новые красивые суда по примеру зарубежных, нужно, чтобы на них был спрос у тех, кто на этом зарабатывает деньги. Для того чтобы зарабатывать деньги, нужно сделать туристическую программу», - считает президент Национальной ассоциации судовладельцев Андрей Новгородский.
Кроме новых проектов, деньги нужны на традиционно сильные направления, в которых преимущество за нами. Сегмент долго свободным не будет. «У России есть ниша, которую она вполне может заполнить. Это ниша ледоколов, судов, которые могут работать в Арктике, научно-исследовательских судов, судов по разработке шельфов, - напоминает Илья Плеханов из «Совфрахта». - В принципе перспективным направлением можно считать направление судов класса «река - море», потому что этими судами мировое судостроение не интересуется на данный момент».
Как отмечают эксперты, банковский сектор сам или с помощью правительства должен преодолеть инвестиционный страх перед судостроением - нужны программы долгосрочного кредитования. Пока вместо преференций - высокие налоги, из-за сборов на импорт комплектующих корабль выходит в среднем на 30% дороже зарубежных аналогов. Потенциальный объем заказов Объединенной судостроительной корпорации до 2015 года оценивается более чем в 22 млрд долл. И упустить время - значит отдать рынок конкурентам.



















