Крупнотоннажный флот остается самой эффективной группой промысловых судов российской рыбной промышленности
Так, в проекте программы отмечается, что по сравнению с 1992 годом в 2009 году добывающий флот сократился примерно на 26%. При этом в наибольшей степени сократилась численность крупнотоннажных судов - в 3,3 раза, что явилось главной причиной снижения и общего промыслового потенциала флота (на 40%) , и общего вылова (почти в 2 раза). Численность обрабатывающего флота сократилась более чем 6 раз, приемно-транспортный флота сократил свою численность более чем на 40%.
Таблица 1.
СУДА РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА РОССИИ ЗА ПЕРИОД С 1992 - 2009гг.ед.
Группы судов по видам флота | Наличие на 01.01.1992. | Движение 1992-2008гг | Наличие на 01.01.2009г. | ||
пополнение | Списание | ||||
всего | в т.ч. новострой | ||||
1.ДОБЫВАЮЩИЙ ФЛОТ | 2807 | 1537 | 412 | 2277 | 2067 |
1.1. КРУПНЫЕ | 33 | 14 | 7 | 22 | 25 |
1.2. БОЛЬШИЕ | 626 | 157 | 31 | 606 | 177 |
1.3. СРЕДНИЕ | 941 | 680 | 154 | 771 | 850 |
1.4. МАЛЫЕ | 447 | 237 | 37 | 345 | 339 |
1.5. МАЛОМЕРНЫЕ | 760 | 449 | 183 | 533 | 676 |
2.ОБРАБАТЫВАЮЩИЙ ФЛОТ | 142 | 29 | 9 | 148 | 23 |
2.1. ПЛАВБАЗЫ | 95 | 4 | 3 | 89 | 10 |
2.2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕФРИЖЕРАТОРЫ | 47 | 25 | 6 | 59 | 13 |
3.ПРИЕМНОТРАНСПОРТНЫЙ ФЛОТ | 463 | 235 | 45 | 429 | 269 |
3.1. Крупнотоннажные и Среднетоннажные | 198 | 155 | 26 | 256 | 97 |
3.2. Малотоннажные и речные | 265 | 80 | 19 | 173 | 172 |
4.Учебные, НИС, рыбоохранные морские и спасательные | 90 | 55*) | 26 | 85 | 60 |
ВСЕГО СУДОВ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА РОССИИ | 3502 | 1856 | 492 | 2939 | 2419 |
*) 3 ед. из др.типа (речные)
В течение последних 15 лет растет количество судов со сверх нормативным сроком эксплуатации (см. таблицу 2 ниже). Нормативный срок («срок полезного использования») - амортизационный период, определяющий оптимальные сроки обновления основных фондов. Достижение судном нормативного срока эксплуатации не означает, что оно должно быть немедленно списано, но говорит об уровне его морального и физического износа, которое негативно сказывается на качестве и стоимости производимой продукции.
Таблица 2. Динамика численности судов со сверх нормативным сроком эксплуатации (по данным программы, без выделения транспортного и вспомогательного флота)
Отчетный год | Всего судов по российской федерации, ед. | Добывающие суда | Обрабатывающие суда | ||||||
ВСЕГО | СНС | % СНС | ВСЕГО | СНС | % СНС | ВСЕГО | СНС | % СНС | |
1995 | 3292 | 1309 | 39,8 | 2748 | 1160 | 42,2 | 91 | 54 | 59,3 |
1996 | 3291 | 1419 | 43,1 | 2748 | 1256 | 45,7 | 91 | 56 | 61,5 |
1997 | 3216 | 1499 | 46,6 | 2645 | 1293 | 48,9 | 83 | 51 | 61,4 |
1998 | 3162 | 1539 | 48,7 | 2598 | 1330 | 51,2 | 72 | 43 | 59,7 |
1999 | 3013 | 1548 | 51,4 | 2481 | 1332 | 53,7 | 66 | 36 | 54,5 |
2000 | 3082 | 1698 | 55,1 | 2540 | 1452 | 57,2 | 61 | 32 | 52,5 |
2001 | 3124 | 1850 | 59,2 | 2596 | 1573 | 60,6 | 57 | 32 | 56,1 |
2002 | 3130 | 1935 | 61,8 | 2600 | 1645 | 63,3 | 55 | 30 | 54,5 |
2003 | 3094 | 2030 | 65,6 | 2574 | 1724 | 67,0 | 54 | 32 | 59,3 |
2004 | 2913 | 1998 | 68,6 | 2449 | 1725 | 70,4 | 35 | 18 | 51,4 |
2005 | 2913 | 2125 | 72,9 | 2459 | 1835 | 74,6 | 35 | 18 | 51,4 |
2006 | 2671 | 2011 | 75,3 | 2255 | 1743 | 77,3 | 30 | 13 | 43,3 |
2007 | 2603 | 2011 | 77,3 | 2204 | 1735 | 78,7 | 25 | 8 | 32,0 |
2008 | 2509 | 1997 | 79,6 | 2137 | 1729 | 80,9 | 25 | 8 | 32,0 |
2009 | 2419 | 1936 | 80,0 | 2067 | 1677 | 81,1 | 23 | 8 | 34,8 |
Крупнотоннажный флот
По данным программы, средняя численность крупнотоннажного флота в Дальневосточном бассейне составила 135 единиц, из них РКТС, РТМКС - 10 единиц, БМРТ - 125 единиц. В Северном бассейне - 49 единиц, из 16 судов типа РТМКС и РТМС. Эта группа судов работает в нормальном эксплуатационном режиме (180 суток промысла на 1 судно в год) с близкими к оптимальному режиму нагрузками (от 35 до 40 тонн уловов в сутки). Крупнотоннажный промысловый флот остаётся пока основной и наиболее эффективно работающей группой промысловых судов.
Среднетоннажный флот
Показатели использования среднетоннажного флота не столь однородны и позитивны, особенно на Дальнем Востоке, где на его долю приходится 35 - 40% общего объёма улова, а в промысле в среднем в год участвуют 580 - 600 единиц среднетоннажного флота. Производительно работают 480 - 490 единиц, включая 11 начно-исследовательских судов. Нахождение судов этой группы на промысле составляет 150 суток, средний улов на сутки промысла около 8 тонн, годовой улов на судно - 1 300 тонн.
Непроизводительный среднетоннажный флот в количестве около 100 - 120 единиц и средними уловами в сутки 3,7 тонн хотя и находится на промысле в среднем около 160 суток, но достигает среднегодовых уловов в пределах 600 тонн на судно, что явно недостаточно для эффективной работы судна. На долю 100 - 120 судов этой группы приходится около 4% общего объёма уловов. При малых суточных нагрузках эти судна находятся на промысле в среднем больше времени, чем производительный флот (150 суток). В состав этой группы входят СДС - несерийные, УАК, КРПС и другие несерийные суда.
В Северном бассейне отслеживается в ходе мониторинга более 200 единиц среднетоннажного флота: СРТМ - 142 единицы, ТСМ - 42 единицы, ССТ - 14 единиц, СТР (СРТ) - 13 единиц. На их долю приходится 46% уловов. Средний вылов на одно судно в год составляет 1 500 тонн, среднегодовое нахождение на промысле - 155 суток, среднесуточный улов - 10 тонн. Эксплуатационно-производственные показатели работы среднетоннажного флота Северного бассейна можно считать удовлетворительными, т.е. отвечающими условиям эффективной работы.
Малотоннажный флот
Малый флот Дальневосточного бассейна представлен 650 единицами самоходного флота, на долю которого приходится 10% уловов. Основные типы малых судов общей численностью 556 единиц: РС - 157 единиц, МмРС - 142 единицы, МмДС - 95 единиц, МДС несерийные - 77 единиц, прочие МмР - 85 единиц.
Менее 1% улова обеспечивается разнотипными малыми судами численность 100 единиц с среднесуточными уловами менее тонны и временем нахождения на промысле не более 50 суток в год, тогда как средние показатели по указанной группе типового состава флота выше: среднесуточный улов - 3,5 тонн, нахождение на промысле - 100 суток.
Индивидуальной оценки требует анализ работы МДС несерийных. Их более 70 единиц, нахождение на промысле - в среднем за год около 130 суток, однако улов на сутки составляет всего около 0,3 тонн. Эти суда специализируются главным образом на промысле морепродуктов и краба, однако по своим производственно-техническим параметрам способны осваивать и другие виды биоресурсов, что говорит о нерациональном использовании отдельными пользователями судов промыслового флота.
Малый флот Северного бассейна в мониторинге представлен 7 единицами флота: МРТР - 1 единица, КРПС - 2 единицы, МКРТМ - 2 единицы, МмРТР - 1 единица, РС - 2 единицы. На долю уловов малотоннажного флота приходится менее 1,0% общего объёма. Этот показатель свидетельствует о том, что прибрежное рыболовство в Северном бассейне осуществляется практически судами среднетоннажного флота, что представляется экономически малоэффективным, имея в виду высокую энергоёмкость этих судов.




















