{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Крупнотоннажный флот остается самой эффективной группой промысловых судов российской рыбной промышленности

16 мая 2011 10:23
Несмотря на то, что за последние 20 лет произошло резкое сокращение численности крупнотоннажных судов, в объёме российских уловов рыбы и морепродуктов на крупные и большие суда добывающего флота все еще приходится порядка 50% добычи водных биологических ресурсов на основных бассейнах. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на проект стратегии развития рыболовного судостроения России на период до 2020 года.

Так, в проекте программы отмечается, что по сравнению с 1992 годом в 2009 году добывающий флот сократился  примерно на 26%.  При этом в наибольшей степени сократилась численность крупнотоннажных судов - в 3,3 раза, что явилось главной причиной снижения и общего промыслового потенциала флота (на 40%) , и общего вылова (почти в 2 раза).  Численность обрабатывающего флота сократилась более чем 6 раз, приемно-транспортный флота сократил свою численность более чем на 40%.

Таблица 1.

СУДА РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА РОССИИ ЗА ПЕРИОД С 1992 - 2009гг.ед.

Группы судов по видам флота

Наличие на 01.01.1992.

Движение 1992-2008гг

Наличие на 01.01.2009г.

пополнение

Списание

всего

в т.ч. новострой

1.ДОБЫВАЮЩИЙ ФЛОТ

2807

1537

412

2277

2067

1.1. КРУПНЫЕ

33

14

7

22

25

1.2. БОЛЬШИЕ

626

157

31

606

177

1.3. СРЕДНИЕ

941

680

154

771

850

1.4. МАЛЫЕ

447

237

37

345

339

1.5. МАЛОМЕРНЫЕ

760

449

183

533

676

2.ОБРАБАТЫВАЮЩИЙ ФЛОТ

142

29

9

148

23

2.1. ПЛАВБАЗЫ

95

4

3

89

10

2.2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕФРИЖЕРАТОРЫ

47

25

6

59

13

3.ПРИЕМНОТРАНСПОРТНЫЙ ФЛОТ

463

235

45

429

269

3.1. Крупнотоннажные и Среднетоннажные

198

155

26

256

97

3.2. Малотоннажные и речные

265

80

19

173

172

4.Учебные, НИС, рыбоохранные морские и спасательные

90

55*)

26

85

60

ВСЕГО СУДОВ  РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА РОССИИ

3502

1856

492

2939

2419

*) 3 ед. из др.типа (речные)

В течение последних 15 лет растет количество судов со сверх нормативным сроком эксплуатации (см. таблицу 2 ниже). Нормативный срок («срок полезного использования») - амортизационный период, определяющий оптимальные сроки обновления основных фондов. Достижение судном нормативного срока  эксплуатации не означает, что оно должно быть немедленно списано, но говорит об уровне его морального и физического износа, которое негативно сказывается на качестве и стоимости производимой продукции.

Таблица 2. Динамика численности судов со сверх нормативным сроком эксплуатации (по данным программы, без выделения транспортного и вспомогательного флота)

Отчетный

год

Всего судов по российской федерации, ед.

Добывающие суда

Обрабатывающие суда

ВСЕГО

СНС

% СНС

ВСЕГО

СНС

% СНС

ВСЕГО

СНС

% СНС

1995

3292

1309

39,8

2748

1160

42,2

91

54

59,3

1996

3291

1419

43,1

2748

1256

45,7

91

56

61,5

1997

3216

1499

46,6

2645

1293

48,9

83

51

61,4

1998

3162

1539

48,7

2598

1330

51,2

72

43

59,7

1999

3013

1548

51,4

2481

1332

53,7

66

36

54,5

2000

3082

1698

55,1

2540

1452

57,2

61

32

52,5

2001

3124

1850

59,2

2596

1573

60,6

57

32

56,1

2002

3130

1935

61,8

2600

1645

63,3

55

30

54,5

2003

3094

2030

65,6

2574

1724

67,0

54

32

59,3

2004

2913

1998

68,6

2449

1725

70,4

35

18

51,4

2005

2913

2125

72,9

2459

1835

74,6

35

18

51,4

2006

2671

2011

75,3

2255

1743

77,3

30

13

43,3

2007

2603

2011

77,3

2204

1735

78,7

25

8

32,0

2008

2509

1997

79,6

2137

1729

80,9

25

8

32,0

2009

2419

1936

80,0

2067

1677

81,1

23

8

34,8

Крупнотоннажный флот

По данным программы, средняя численность крупнотоннажного флота в Дальневосточном бассейне составила 135 единиц, из них РКТС, РТМКС - 10 единиц, БМРТ - 125 единиц. В Северном бассейне - 49 единиц, из 16 судов типа РТМКС и РТМС. Эта группа судов работает в нормальном эксплуатационном режиме (180 суток промысла на 1 судно в год) с близкими к оптимальному режиму нагрузками (от 35 до 40 тонн уловов в сутки). Крупнотоннажный промысловый флот остаётся пока основной и наиболее эффективно работающей группой промысловых судов.

Среднетоннажный флот

Показатели использования среднетоннажного флота не столь однородны и позитивны, особенно на Дальнем Востоке, где на его долю приходится 35 - 40% общего объёма улова, а в промысле в среднем в год участвуют 580 - 600 единиц среднетоннажного флота. Производительно работают 480 - 490 единиц, включая 11 начно-исследовательских судов. Нахождение судов этой группы на промысле составляет 150 суток, средний улов на сутки промысла около 8 тонн, годовой улов на судно - 1 300 тонн.

Непроизводительный среднетоннажный флот в количестве около 100 - 120 единиц и средними уловами в сутки 3,7 тонн хотя и находится на промысле в среднем около 160 суток, но достигает среднегодовых уловов в пределах 600 тонн на судно, что явно недостаточно для эффективной работы судна. На долю 100 - 120 судов этой группы приходится около 4% общего объёма уловов. При малых суточных нагрузках эти судна находятся на промысле в среднем больше времени, чем производительный флот (150 суток). В состав этой группы входят СДС - несерийные, УАК, КРПС и другие несерийные суда.

В Северном бассейне отслеживается в ходе мониторинга более 200 единиц среднетоннажного флота: СРТМ -  142 единицы, ТСМ - 42 единицы, ССТ - 14 единиц, СТР (СРТ) - 13 единиц. На их долю приходится 46% уловов. Средний вылов на одно судно в год составляет 1 500 тонн, среднегодовое нахождение на промысле - 155 суток, среднесуточный улов - 10 тонн. Эксплуатационно-производственные показатели работы среднетоннажного флота Северного бассейна можно считать удовлетворительными, т.е. отвечающими условиям эффективной работы.

Малотоннажный флот

Малый флот Дальневосточного бассейна представлен 650 единицами самоходного флота, на долю которого приходится 10% уловов. Основные типы малых судов общей численностью 556 единиц: РС - 157 единиц, МмРС - 142 единицы, МмДС - 95 единиц, МДС несерийные - 77 единиц, прочие МмР - 85 единиц.

Менее 1% улова обеспечивается разнотипными малыми судами численность 100 единиц с среднесуточными уловами менее тонны и временем нахождения на промысле не более 50 суток в год, тогда как средние показатели по указанной группе типового состава флота выше: среднесуточный улов - 3,5 тонн, нахождение на промысле - 100 суток.

Индивидуальной оценки требует анализ работы МДС несерийных. Их более 70 единиц, нахождение на промысле - в среднем за год около 130 суток, однако улов на сутки составляет всего около 0,3 тонн. Эти суда специализируются главным образом на промысле морепродуктов и краба, однако по своим производственно-техническим параметрам способны осваивать и другие виды биоресурсов, что говорит о нерациональном использовании отдельными пользователями судов промыслового флота.

Малый флот Северного бассейна в мониторинге представлен 7 единицами флота: МРТР - 1 единица, КРПС - 2 единицы, МКРТМ - 2 единицы, МмРТР - 1 единица, РС - 2 единицы. На долю уловов малотоннажного флота приходится менее 1,0% общего объёма. Этот показатель свидетельствует о том, что прибрежное рыболовство в Северном бассейне осуществляется практически судами среднетоннажного флота, что представляется экономически малоэффективным, имея в виду высокую энергоёмкость этих судов.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>