Куда мигрировал лосось?
Если Вы в последнее время заглядывали в рыбный отдел, то не могли не обратить внимание на то, что прилавки ломятся от разных сортов рыбы и морепродуктов. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Московский комсомолец.
Разнообразие радует, а вот цены и качество зачастую оставляют желать лучшего. Что и по какой цене продают и, главное, почему мы имеем на прилавках только то, что имеем? Наш корреспондент попытался разобраться в истории вопроса.
Рыба красная заморская…
Первое, что бросается в глаза, это происхождение рыбы - больше половины привезено из-за рубежа. География обширна - Аргентина и Исландия, Новая Зеландия и США, Прибалтика и Норвегия, Чили и Канада. Практически весь мир поставляет нам свою рыбу. Естественно, цена далека от бюджетной. Например, цена килограмма минтая и трески уже перевалила за 100 рублей, а на лосось и форель варьируется от 300 до 500 рублей. Некоторые, исконно русские виды промысловых рыб, мы теперь поставляем из-за рубежа, а доля отечественного продукта на рынке не дотягивает и до половины общего объёма. Та же сёмга поставляется из Норвегии, а лосось – из Канады.
Разве лосось эмигрировал за океан в лихие 90-ые? Да, вроде нет, он так же плещется в дальневосточных морях. Быть может, некому ловить? Тоже неправда. Для жителей приморских регионов добыча рыбы - чуть ли не единственный источник дохода. Квоты на вылов рыбы распределяются исправно, предприятия их осваивают… По данным Росрыболовства, объем добычи последние пять лет растет, а в 2011 году российскими рыбаками получен лучший результат по вылову за последние 10 лет - 4,265 млн. тонн. Однако недорогой и качественной отечественной рыбы больше не становится. Так куда уходит рыба?
Ответ прост: перепродаётся за рубеж, откуда возвращается к нам готовым продуктом. В итоге на полках магазинов лежат продукты из нашей же рыбы, произведённые иностранными компаниями. Ситуация с мороженной и охлаждённой рыбой несколько лучше, но не намного, весьма велика доля скандинавской и китайской рыбы.
Печальное состояние российского рыболовецкого флота в принципе вызывает сомнения в возможности эффективной добычи. Состояние судов Мурманской, Архангельской и других областей далеки от идеального. Один из старейших в России Архангельский траловый флот, например, основан в двадцатых годах прошлого века. Из 70 его судов осталось 20, все они эксплуатируются по 30-40 лет.
Решить проблему, указывают некоторые эксперты, необходимо путем снижения административных барьеров, улучшения логистики – парадоксально, но факт: сейчас проще и дешевле импортировать рыбу из-за рубежа, нежели добывать в России. При этом качество, да и товарный вид у иностранного продукта в целом выше.
По словам других специалистов, некоторым предприятиям отрасли не возродиться без привлечения частных инвестиций и эффективного управленческого потенциала. При этом, однако, как говорит генеральный директор Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб, - важно, чтобы при приватизации активы не попали в недобросовестные руки, - не достались компаниям, преследующим целью только получить дополнительные квоты на вылов рыбы, и владельцам, которых флот и работники мало интересуют. Так случилось, например, с компанией «Морская звезда», приобретенной группой компаний «ФОР» - флот оказался не нужен, производство было перенесено из Калининграда в Петербург, а моряки, работавшие на «Морскую звезду», оказались за бортом.
Не менее тревожно сейчас чувствуют себя в Архангельске, где в очереди на приватизацию стоит Архангельский траловый флот. А одним из основных претендентов на АТФ являются компании «СЗРК-Мурманск» – рыбопромыслового консорциума, завязанного на порты Мурманск и Санкт-Петербург, для которого владение рыбным флотом Архангельска экономически неоправданно. По словам помощника генерального директора АТФ Нины Зелениной «у СЗРК уже есть полная производственная цепочка, и найдется ли место в ней рыбному порту АТФ, который, как известно, требует зимой ледокольной проводки? Что будет с рыбоперерабатывающим заводом предприятия, если СЗРК будет забирать всю рыбу на свои производства?» Эти вопросы сейчас очень волнуют коллектив флота.
По щучьему велению
Вступление России в ВТО несет дополнительные риски, так как маленькие разрозненные предприятия по определению неконкурентоспособны. Риски в значительной мере можно нивелировать, как это уже делают за рубежом, в рамках интегрированных холдинговых, объединяющих производство, добычу, переработку. Мировая практика показывает, что консолидация 20-25% рынка у 5-10 крупных игроков создает условия для развития отрасли. Это с одной стороны способствует повышению экономической эффективности отрасли, с другой -позволяет избавиться от мелких и средних компаний, использующих «серые» схемы и установить прозрачные отношения в рамках профессионального сообщества.
«Перспективы огромные, - говорят в местных рыболоведческих хозяйствах. Связаны они с развитием аквакультуры. Сегодня прижилось разведение форели, потенциально перспективно – мидий, ламинарии. Для этого необходимо, чтобы пришли крупные инвесторы. Необходимо развивать холдинги, концерны с интегрированной логистической цепочкой от вылова до переработки и продажи в своих магазинах без посредников».
В свою очередь частные инвестиции при желании, а такое желание у серьезного бизнеса, по-видимому, есть, позволят построить новые суда и производственные мощности, увеличить число рабочих мест, финансово оздоровить регионы. Но самое главное – на прилавках, наконец, появится недорогая качественная и такая долгожданная отечественная рыба.