Латвийские предприятия стремятся вернуть на российский рынок товары с узнаваемыми торговыми марками
По мнению экспертов, второй по узнаваемости латвийский продукт – «Рижские шпроты», при этом подчеркивается, что бренд ассоциируется со страной, а не с конкретным производителем консервов. Продвижению «Рижских шпрот» мешают возникающие время от времени споры производителей о праве на торговую марку. Кроме того, название иногда используется журналистами как негативный образ, обозначающий ограниченную номенклатуру латвийских экспортных товаров. Несмотря на все издержки, на местном рынке «Рижские шпроты» по-прежнему являются узнаваемым и популярным продуктом. Об этом пишет журнал Эксперт. Северо-запад.
Лучшие образцы консервов почти на два года исчезли с российского рынка. Причиной тому послужила «шпротная война» между Латвией и Россией из-за решения Россельхознадзора запретить ввоз на территорию России продукции латвийских производителей из-за высокого содержания бензопирена. В свою очередь, латвийские производители утверждали, что их оклеветали и что содержание бензопирена соответствует всем европейским нормам. По их мнению, беда заключалась в системах замера, которые применял Россельхознадзор, а также в том, что латвийские шпроты «убрали» калининградские конкуренты. По заверениям рижан, бензопирен – «естественный» канцероген, который содержится в любой обжаренной продукции. К примеру, в шашлыке его допустимый уровень на порядок выше, чем в шпротах.
Сегодня «война» закончилась, произошла гармонизация российских и европейских санитарных норм и на отечественные прилавки потихоньку возвращаются знакомые консервные банки из Латвии. Однако в России встречаются и подделки. Настоящая латвийская продукция продается только под торговой маркой «Рижские шпроты в масле» и выпускается фабрикой Brivais Vilnis, а также компанией Gamma-A. Цена латвийских шпрот класса «премиум» может доходить до 300 рублей за банку.
Как отметил председатель правления Brivais Vilnis Арнольд Бабрис, для качественных консервов годится только балтийская килька. «Рыбка должна быть выловлена в зимний период, когда она не кормится и у нее пустые животики. Технология производства качественных шпрот очень сложна, это один из самых трудоемких рыбных продуктов. Свежая килька сортируется и вручную нанизывается на веревку, тем самым ее готовят для копчения. Механизировать процесс практически невозможно, поскольку потребитель, открыв банку, желает видеть шпроты одинакового размера. Затем происходит процесс копчения. Для этой цели мы согласно старинным рецептам используем только белую ольху. Следует отметить, что многие производители экономят на копчении, применяя хвою. Однако в этом случае у шпрот появляется горьковатый привкус. По окончании копчения готовую рыбку обрабатывают – удаляют головы, а в эксклюзивных продуктах еще и хвостики. Далее происходит ручная укладка», – объясняет тонкости создания своей продукции Бабрис.