Лидером лососевого рынка становится шотландская семга
В Seafood International результаты исследования считают серьезными - в опросе участвовали представители крупнейших и наиболее влиятельных рыботорговцев рыбы в мире. Высокая оценка шотландского лосося имеет большую значимость - предпочтения таких операторов и их закупки в конечном счете проявляются в меню ресторанов и на домашних тарелках.
По словам руководителей Шотландской организации производителей лосося (SSPO), шотландский лосось прошел серьезное испытание в Букингемском дворце - на королевской свадьбе он украшал тарелки 350 гостей. Спрос на продукцию из шотландского лосося на экспортных рынках увеличился до рекордного уровня (+ 20 %). Высокие цены не мешают продажам - фермеры могут легко продать весь свой товар. Все страны-производители довольны высокими ценами на данный момент, продажи на мировых рынках растут. Высокие цены принято считать некоторой компенсацией шотландским фермерам за период низких цен в 2004 - 2005 гг., когда прибыли практически не было, некоторые производители разорились.
Возможности для устойчивого роста производства лосося в Шотландии есть. В планах SSPO - увеличить объемы продаж к 2020 г. до 200 000 (в 2009 г. было выращено 144 000 т). Положительная динамика будет поддерживаться в основном за счет реорганизации существующих хозяйств. Новые фермы будут установлены на более мористых участках.
Важнейшим рынком для шотландского лосося остается Великобритания, но позиции укрепляются и на развивающихся рынках. Потенциалом обладает не только Китай. Спрос на шотландского лосося растет в Ближневосточных странах (Дубай, Кувейт и Катар), где он пока считается предметом роскоши, увеличивают закупки Израиль и Южная Африка. По данным SSPO, охлажденный шотландский лосось экспортируется в 54 страны, в 2010 г. общий экспорт составил 78 611 т (+ 20 % к объему продаж за предыдущий год). Заметный рост производства отмечен в 2009 г. - на 12 %, затем - от 3 до 5 % в год. Сейчас инвестиции в сектор считаются выгодными, этим пользуются норвежские финансовые компании, которые хорошо разбираются в рыбной промышленности. Привлечение польских инвестиций (Morpol S.A) позволило увеличить производство на 20 тыс. т.
Чилийский лосось может восстановить позиции, но для этого потребуется 4 - 5 лет. Поэтому угрозы со стороны Чили в Шотландии не чувствуют. Основные рынки для чилийского лосося - США, Японии и Бразилия. В Европу Чили продает мороженый лосось, это другой рынок в отличие от поставок охлажденной шотландской продукции. Независимо от ситуации в других странах-производителях лосося, шотландские фермеры в обозримом будущем будут заняты обеспечением растущего спроса на их продукцию.





















