Лоцманское обеспечение в России: почему систему необходимо обновить?

2 марта 2020 11:11

В середине февраля оппоненты предприняли попытку дискредитации законопроекта № 889303-7 (О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ в части создания единой государственной лоцманской службы), который находится на рассмотрении в Государственной Думе. Ими были распространены материалы, в которых ряд тезисов содержит откровенную ложь, а целый ряд фактов истолкован исключительно в пользу частных лоцманских компаний. Вслед за этим, одна из частных лоцманских компаний, пытаясь защитить свои коммерческие интересы, обратилась в организацию «Деловая Россия» и к тем депутатам и сенаторам, которые традиционно занимаются защитой малого и среднего бизнеса. Однако, те кто защищают в лоцманской проводке только её хозяйственную сторону, не видят, что основой лоцманской деятельности является выполнение международных обязательств государства по обеспечению безопасности торгового мореплавания, ответственность за которую несёт государство. В этом то и заключается парадокс сложившейся ситуации.

В своей базовой основе лоцманское обеспечение не является предметом бизнеса и коммерческого торгового рынка. На лоцманов не должно оказываться никакого влияния коммерческого фактора. А рыночная конкуренция нескольких организаций в одном порту (одном районе лоцманской проводки) признана экспертами во всём мире отрицательно влияющей на безопасность мореплавания. Как говорится, не всё в этой жизни является предметом коммерческой деятельности и не всё можно рассматривать в системе координат «купи-продай». Здесь нужны другие подходы.

Следует уточнить что английский термин «private» по отношению к лоцманским организациям не является полным синонимом нашего правового термина «частный» т.к. за рубежом под определение «private» попадают все «негосударственные организации, в том числе SelfEmployеdPilot, которые являются некоммерческими и на основании закона выполняют делегированные им государством обязательства по предоставлению лоцманских услуг. В системе SelfEmployеdPilot, в различных своих вариантах, катера, имущество лоцманских организаций принадлежат самим действующим лоцманам, а вовсе не их хозяевам-бизнесменам. Лоцманский сбор в данном случае используется на некоммерческой основе только на цели обеспечения лоцманской проводки судов. Нигде в мире лоцманское обеспечение не отдано в рынок, и ни одна из развитых морских стран не практикует заработок в частный карман на безопасности мореплавания. Аналог морских лоцманов в воздушном океане – авиадиспетчеры, также оказывают помощь командирам воздушных судов при взлётах и посадках в аэропортах, являются работниками государственной корпорации.

Частные лоцманские компании у нас в стране возникли, начиная с 2005 года, и на сегодняшний день их всего лишь около 20-ти исключительно в прибыльном сегменте лоцманского сбора. Это явление появилось исключительно вследствие невыполнения своевременно второй части Постановления Конституционного суда от 6 апреля 2004 года № 7-П. К сожалению, в России существует такая проблема, когда действующие законы не исполняются, а взамен них разрабатываются новые и сложные в интересах тех или иных лиц.

В связи с этим необходимо пролить свет на сложившуюся ситуацию и базовые основы лоцманского обеспечения, источником которых являются достоверные факты, события и историческая правда.

Вот эти восемь лучей.

1. Лоцманское обеспечение относится к обязанности государства, по сути является госуслугой для судовладельца. Размер лоцманского сбора не предусматривает прибыль частных лиц.

2. Лоцманское обеспечение - часть системы национальной безопасности морской страны.

3. Постановление Конституционного суда от 6 апреля 2004 года № 7-П в отношении урегулирования деятельности негосударственных лоцманских организаций, как бы это не пытались трактовать оппоненты, не выполняется более 15-ти лет. Таковы факты.

4. Конкуренция нескольких лоцманских организаций в одном районе лоцманской проводки не допускается ведущими морскими странами, отрицательно оценивается экспертами, и профессиональными лоцманскими международными ассоциациями т.к. снижает уровень безопасности мореплавания и ведёт к излишним инфраструктурным издержкам. Почему и с какой целью это нежелательное явление хотят закрепить в России? Зачем под это ФАС пытается перекроить законодательство? Временем, мировой практикой, экспертами уже давно доказано и отражено в нашем законодательстве, что лоцманское обеспечение гораздо эффективнее в режиме естественной монополии, а рынка как такового в этом секторе нет и быть не может.

5. Создание Лоцманской Службы не потребует средств из федерального бюджета, что прямо сказано в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.

6. Принятие законопроекта положит конец мути с лоцманским сбором. Самодостаточность, никаких игр и манипуляций со ставками лоцманского сбора. Всё обосновано, централизовано и прозрачно, без утекания средств в карман бизнеса бесконтрольным завышением расходной части и без залезания в карман государства и налогоплательщиков.

7. В Резолюции ИМО А.159 (ЕS.IV) отражена обязанность государства-участника ИМО организовать систему лоцманского обеспечения наилучшим и наиболее эффективным способом.

8. Функции государства и бизнеса необходимо чётко и ясно разделить, как это сделано в успешных рыночных странах с высоким уровнем качества жизни граждан.

Подробнее

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>