Лоцманы просят полпредов решить проблему портовых сборов

17 февраля 2016 11:57

Лоцманские организации — члены Некоммерческого партнерства «Национальное объединение лоцманских организаций» (НОЛО) обратились к полпредам президента в Северо-Западном, Южном и Дальневосточном округах с просьбой урегулировать проблему портовых сборов. Об этом сообщает izvestia.ru.

Навигаторские организации просят федеральных чиновников предпринять меры по реализации ряда инициатив, которые смогли бы стабилизировать механизм портовых сборов от рисков нестабильного курса рубля (из-за этого расходы иностранных компаний уменьшились в два раза, так как сумма оплаты в рублях осталась прежней).

В тексте письма указывается на тот факт, что 90% всех сборов осуществляется как раз с иностранных судов или судов, которые зарегистрированы на офшорные компании. Поэтому снижение курса национальной валюты сыграло на руку иностранным компаниям, но урезало возможности развития для российских портовых служб. В Министерстве транспорта «Известиям» заявили, что приказ Минтранса о раздельном учете доходов и расходов проходит процедуру общественных слушаний. По данным НОЛО, РФ из-за падения рубля, а также из-за отсутствия инструментов раздельного учета доходов и расходов в портах недополучила около $200 млн. Именно поэтому лоцманы требуют проиндексировать ставки портовых сборов для иностранных судов по валютному и инфляционному коэффициенту, чтобы минимизировать убытки отечественных портов от валютных скачков.

Конкретно отраслевики предлагают окончательно решить вопрос о раздельном учете расходов и доходов по всем видам портовых сборов, кодифицировать, а также систематизировать портовые сборы. Помимо этого, частные лоцманы хотят внедрить систему электронного документооборота для портовой таможни, в письме необходимость электронного документа оборота объясняется упрощением оформления таможенных сборов, что автоматически увеличит поступление сборов в бюджет страны.

Как пояснили в НОЛО, раздельный учет доходов и расходов по видам портовых услуг нужен для того, чтобы выработать методику экономически обоснованных затрат на каждую конкретную услугу, что позволит в итоге вывести экономически обоснованные ставки портовых сборов. Раздельный учет даст возможность увидеть реальную стоимость каждой услуги в отдельности (сейчас этого нет). Соответственно, можно будет открыто и прозрачно сформировать такие тарифы, при которых эти услуги смогут развиваться, а не находиться в плачевном состоянии, как это сегодня происходит в портах. Такая открытая политика даст возможность предприятиям уверенно инвестировать в развитие инфраструктуры и профессиональную подготовку кадров.

Единая система электронного документооборота прежде всего ускорит обработку судов в портах, избавит всех от заполнения десятков различных бумажных форм, сократит чиновничий произвол и время непроизводительных простоев судов, что позволит нашим портам стать более привлекательными на фоне зарубежных конкурентов.

В письме (имеется в распоряжении «Известий»), направленном зампреду правительства и полпреду по Дальневосточному ФО Юрию Трутневу, глава НОЛО Виктор Рябоконь просит чиновника принять меры по стабилизации механизма взимания портовых сборов с судов. Аналогичные обращения будут направлены в аппараты полпредов в Южном ФО и Северо-Западном ФО.

Так, в тексте письма указано, что лоцманские организации начали испытывать трудности с декабря 2014 года, а двукратное падение рубля по отношению к ключевым иностранным валютам принесло двойную выгоду иностранным судогрузовладельцам. Их необоснованная прибыль обернулась двойными издержками для отечественных лоцманских организаций.

«Недополученные таким образом российскими операторами портовых услуг средства не позволяют индексировать заработные платы и вкладывать инвестиции в развитие и повышение эффективности своих компаний, что, в конечном счете, снижает конкурентоспособность и имидж российских морских портов», — говорится в письме.

Помимо этого, в документе указывается, что заморозка основных тарифов естественных монополий отрицательно скажется на портовых службах. Рост тарифов на лоцманские и ряд других услуг смог бы выгодно отразиться на рентабельности отрасли.

Авторы обращения полагают, что в условиях монополии государство может допустить незначительный рост тарифов для отечественных судоходных компаний, когда для всех остальных иностранных судоходных фирм (около 80%) рост тарифов можно увеличить до необходимого уровня без угрозы потери российских участников рынка.

Для урегулирования ситуации с портовыми сборами лоцманы предлагают Минтрансу России утвердить и ввести раздельный учет доходов и расходов по всем видам портовых сборов, исполнив требования действующего законодательства.

В качестве второй необходимой меры были названы мероприятия по проведению кодификации портовых сборов, разделив их на фискальные, парафискальные и плату за оказание услуг.

Третьим шагом было названо введение электронного документооборота по оформлению грузов в портах. По подсчетам лоцманских организаций, перевод документооборота в электронный формат позволит «только по части таможенных платежей добавить в госбюджет более 2 трлн рублей, что сопоставимо с его дефицитом на уровне 2,6% ВВП за минувший год».

В Министерстве транспорта РФ сообщили, что лоцманские сборы попадают под категорию тарифов естественных монополий. Формированием цен на эти тарифы занимается Федеральная антимонопольная служба. В ведомстве скептически отнеслись к инициативе частных лоцманских организаций о кодификации сборов и электронном документообороте, отметив, что это вопрос требует дополнительного рассмотрения и проработки, так как ранее эти инициативы Минтрансу не поступали.

Глава «национального объединения лоцманских организаций» Виктор Рябоконь заявил «Известиям», что проблема портовых сборов не решается с 2009 года.

— В Минтрансе с 2009 года постоянно игнорируют постановления правительства № 293 и № 707, подготовленные в 2008 году, которые обязывали ведомство разработать механизм раздельного учета доходов и расходов в портах Российской Федерации. Важность раздельного учета обусловлена тем, что именно этот принцип в разных портах позволяет контролировать ситуацию, — уточнил Виктор Рябоконь.

Помимо этого, глава НОЛО отметил, что существуют заинтересованные федеральные ведомства, которые препятствуют введению раздельного принципа учета доходов и расходов по портовым сборам. Проблема заключается в том, что федеральное унитарное предприятие «Росморпорт», которое является прямым конкурентом частных лоцманских организаций, несет убытки в тех портовых зонах, где оно сталкивается с частниками.

По словам Виктора Рябоконя, это напрямую мотивирует ФГУП на препятствование введению механизма раздельного учета доходов и расходов. Обращение к полпредам президента в федеральных округах с выходом к морю, по словам Виктора Рябоконя, должно активизировать решение проблем, с которыми столкнулись частные лоцманские организации.

Эксперты солидарны с позицией частных лоцманов. Заместитель главного редактора информационного портала «Фишнет» Анна Горнова считает, что обращение лоцманов затронуло ключевые проблемы отечественной судоходной отрасли, указывает на проблемы прозрачности в российских портах, а также обращает внимание на необходимость оказания помощи российским компаниям, которые попали в водоворот санкций и валютных скачков.

— Система финансовых потоков в портах должна быть прозрачна. По состоянию на конец января 2016 года резиденты Свободного порта Владивосток (СПВ) так и не обратились за получением предоставленных им таможенных льгот — значит, ныне действующая система не отлажена и не столь привлекательна для бизнеса. Только по СПВ девять зарегистрированных резидентов анонсировали инвестиционные проекты на общую сумму порядка 30 млрд рублей, — заметила она.

Первый зампред комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак также согласен с мнением частных лоцманов. Он отметил, что действующий порядок сборов в портах дезорганизует работу портовых служб. Раздельный учет доходов и расходов позволит оптимизировать эту работу.

— Меры, которые необходимо принять, рассчитаны на протокольное изменение законодательства, которое в силах осуществить правительство. Именно поэтому лоцманы и обратились напрямую в правительство, — уточнил Михаил Брячак.

Депутат уверен, что оптимизация механизма портовых сборов вновь оживит некоторые российские порты, откуда в свое время ушли частные сервисные организации. 

Источник: Известия
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>