Магадан. Рыбаки с тревогой следят за тем, как проходит оформление первых транспортных судов по новым правилам
Рыбаки Колымы с тревогой следили за тем, как пройдет оформление первых транспортных судов, которые повезут рыбопродукцию на экспорт через порт Владивосток. Об этом сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на severdv.ru.
Первое судно "Дорида" потеряло в порту вместо трех часов трое суток. Вначале таможенники потребовали выгрузить тысячу тонн продукции одной компании-экспортера, чтобы проверить рыбную муку, принадлежащую другой фирме. При этом таможенники сослались на анонимные звонки, в которых сообщалось о контрабанде.
После вмешательства администрации Приморского края было решено не разгружать судно, а взять выборочный анализ продукции. Затем рыбную муку повезли на исследование в Уссурийск, что заняло ещё двое суток. Второй владелец груза, находящийся на транспорте, заранее перечислил экспортную пошлину. Но к моменту прибытия судна в порт курс доллара изменился. Таможня потребовала доплатить за разницу, иначе груз не выпустят за границу. И поскольку платежи по таможенным пошлинам идут через Москву, на это тоже потребовалось трое суток.
Судно "Капитан Кириченко", принадлежащее Преображенской базе тралового флота, также задержали на три дня, пока проходил дополнительный платеж пошлины. В этом случае, по данным таможенников, вывозимая за границу сельдь должна была стоить в полтора раза дороже цены, заявленной по контракту.
В результате простоя в порту рыбаки понесли убытки в десятки тысяч долларов.
Полная информация об этих событиях появилась неделю назад - как раз в тот момент, когда рыбаки Тихрыбкома должны были приступить к отгрузке первой партии своего улова для отправки ее на экспорт через порт Владивосток. Поэтому понятно, что особых надежд на скорое таможенное оформление груза в офисе компании никто не питал. Комментирует произошедшее генеральный директор ООО "Тихрыбкома", депутат Магаданской областной Думы Михаил КОТОВ:.
- Мы все внимательно наблюдали за тем, как пойдет оформление рыбопродукции на экспорт, - сказал он - Все эти дни Ассоциация добытчиков минтая направляла нам подробную информацию о том, как развиваются события. И конечно, на всех судах минтаевой экспедиции, во всех компаниях сейчас люди испытывают просто шок.
Я уже говорил о том, что количество судов, принимающих участие в путине, по сравнению с началом прошлого года заметно сократилось. Это связано с тем, что многие судовладельцы пока выжидают, оценивают, как на практике пойдет прохождение груза через российские порты. А некоторые и вообще предпочли продать свои квоты, чтобы не ввязываться в подобные истории.
Ведь что происходит на самом деле? Первые компании понесли значительные убытки из-за простоев судов в порту. Но это не весь вред, нанесенный рыбакам. В любой торговле при заключении контрактов четко оговаривается срок поставок продукции. И если вы не смогли выполнить это обязательство, значит, какое-то звено из общей цепочки из производителя, поставщика, оптовой фирмы, переработчиков прерывается. Все несут убытки. А требования к такому "слабому звену" на мировом рынке очень жесткие. Вам могут и штрафы, и пеню начислить за срыв поставок, а в конце концов и вовсе откажутся с вами сотрудничать.
Это ведь только мы так думаем, что без нашей рыбы иностранцы с голоду пухнуть начнут. Ничего подобного. Рядом работают рыбаки Китая, Вьетнама, других стран, которые оперативно займут нашу нишу на рынке. И торговать потом будут нашей же рыбой. Поэтому последствия для отрасли от таких проволочек с таможенным оформлением могут быть просто непредсказуемы. Ведь большая часть улова, порядка 60%, у нас уходит на экспорт. И в России сразу такое количество рыбопродуктов сбыта не найдет. Мы мясоеды, людей нужно постепенно приучать грамотно питаться.
Опасения, которые испытывают наши японские и корейские партнеры, мы почувствовали уже в декабре. Обычно в конце каждого года мы проводили немало времени в переговорах. Оговаривали поставки продукции, намечали сроки, заключали контракты и - получали предоплату под заключенные сделки.
Причем деньги эти нам ссужали под минимальный процент, в три раза меньше, чем требовалось заплатить за кредит в российских банках. Но в минувшем декабре мы уже никаких переговоров не вели. Потому что партнеры не знали, как они будут с нами работать в дальнейшем. И никто не представлял себе, как реально будет проходить оформление судов в российских портах. Теперь видно, что если так пойдет и дальше, мы не сможем выполнять взятые на себя обязательства. Мы уже не то, что контрактов не заключим - рыбу не сможем за нормальную цену продать.
- На федеральном уровне в минувшем году немало сделали для того, чтобы рыба беспрепятственно проходила через российские порты. Уже в декабре были приняты последние поправки к инструкциям различных ведомств, позволяющие наладить нормальную работу. Почему же это все не подействовало на практику таможенного оформления?
- Кое-где управления федеральных ведомств прислушались и пересмотрели свою работу. У нас сейчас просто нет вопросов к тому, как работает Управление Россельхоэнадзора по Магаданской области. Но, опять же, так относятся к нам в родном порту. А как поведут себя ветеринарные инспектора во Владивостоке по отношению к судам с другой территории?
Ведь не секрет, что в каждой контролирующей структуре существует некая традиция, система отчетности. Если ты в этом месяце вскрыл недостатков и нарушений меньше, чем в прошлом, ты плохо работаешь, Поэтому заход каждого лишнего чужого судна в порт для чиновника - праздник. И он, естественно, старается проявить и рвение, и бдительность, чтобы составить лишний протокол. Он ведь очень дорожит своим местом, должностью. Он не хочет рисковать.
А вдруг ему потом скажут: почему ты так небрежно проверил эти суда, почему так быстро их пропустил? И ради того, чтобы подстраховаться, он вполне может и анонимный звонок самому себе организовать. А дальше включается инструкция, согласно которой он обязан проверить поступивший сигнал.
Не хочется утверждать, что во Владивостоке с судном "Дорида" произошла именно такая история. Позвонить мог кто угодно, в том числе и недобросовестные конкуренты, как предполагают в таможне. И уж если говорить о добросовестной проверке груза, то что мешает таможенному управлению послать пару своих служащих в контрольную точку в акватории Охотского моря, мимо которой не проходит ни одно судно с рыбопродукцией?
Вот уж там можно было абсолютно точно определить, какой груз находится на борту судна. И в порт после этого заходить уже не потребуется. Вместо этого мы сейчас ждем: не начнется ли такой праздник для чиновников, когда наше транспортное судно "Лира" войдет в порт Владивосток с 1600 тоннами минтая на борту?
Кроме того, во Владивосток уже прибыли представители руководства Росрыболовства и Таможенного комитета, чтобы на месте разобраться в происшедшем. В конце концов, указания, данные Президентом и премьер-министром России, чиновникам на местах придется выполнять. Иначе мы потеряем свою нишу на мировом рынке.