Мировой рыбный конгресс очертил перспективы борьбы за устойчивость рыбных запасов
Общеизвестно, что население составляет 6,5 миллиардов человек, число которых к 2050 году, по прогнозам, увеличится до 9 миллиардов. Являясь натуральным белком, рыбная продукция должна сыграть решающую роль в обеспечении населения продуктами питания, спрос на которые неумолимо растёт. Но, учитывая, что 50% диких запасов классифицируются как чрезмерно эксплуатирующиеся, а 25% - как эксплуатирующиеся на пределе допустимого уровня, необходимо срочно внедрять определённые стратегии устойчивого рыболовства.
Земные ресурсы используются быстрее, чем они могут восполняться. Поэтому необходимо принимать срочные меры.
Одна из крупнейших в мире сетей супермаркетов Wal-Mart после консультаций с Морским Попечительским Советом и неправительственными организациями, такими как Гринпис и Всемирный фонд дикой природы, объявила, что к 2010 году вся дикая рыба (свежая и мороженая) будет поступать только с сертифицированных Морским Попечительским Советом промыслов.
Затем, она исключила из списка продаваемых продуктов все виды, которые были не с устойчивых промыслов. Так, в Великобритании она прекратила продавать ската и ромбового ската, европейского морского языка, североморскую треску, чёрного конгрио и европейского удильщика.
Эти акции со стороны Wal-Mart стали своего рода катализатором для других сетей супермаркетов, которые незамедлительно последовали её примеру.
Также в сети утверждают, что качество рыбы тоже значительно улучшилось, что привело к росту продаж.
Wal-Mart в большей степени предпочитает закупать продукцию с эко-сертификатом MSC, но не отказывается и от продукции с другими эко-этикетками.
Что касается фермерской продукции, то с января 2008 года Wal-Mart будет закупать фермерскую креветку только с сертифицированных ферм, соблюдающих принципы устойчивости окружающей среды и ресурсов. В компании считают, что другие супермаркеты тоже присоединяться к этой инициативе, так как покупатели доверяют сертификатам, потому что они дают им уверенность в безопасности продукции, а это соответственно стимулирует продажи.
Сеть супермаркетов Tesco является третьей крупнейшей сетью в мире, имея свои магазины в 13 странах. Только в Великобритании её продажи рыбной продукции составляют 1,2 миллиарда фунтов стерлингов (2,5 миллиарда долларов). Она закупает продукцию в 40 странах. Наибольшее беспокойство у руководства компании вызывают данные по промыслам. В компании считают, что термином устойчивость злоупотребляют и его неправильно интерпретируют в отрасли.
В Tesco продаются продукты как с сертификатом MSC, так и без него, но это не значит, что они не являются безопасными и произведены без соблюдения принципов устойчивости.
По мнению директора технической группы компании Young's Seafood, мировые рыбные рынки стали очень разрозненными и сложными. Переработчик, соблюдая принципы устойчивости, должен учитывать множество факторов, включая качество, легальность, безопасность продукта и биологическую устойчивость.
Спрос на информацию о продукте с каждым годом растёт. Потребительское доверие и добросовестность стали основными ориентирами для современных рыбоперерабатывающих компаний.
Экологические сертификаты
Сертификат Морского Попечительского Совета является так называемым золотым стандартом устойчивого рыболовства.
В течение 2007 года доля британских продаж рыбной продукции компании Young's Seafood с логотипом MSC превысила 80% в стоимостном выражении. Эта продукция продавалась либо под собственными брендами Young's Seafood или брендами ритейлеров.
За восемь лет существования как независимая организация Морской Попечительский Совет сертифицировал 7% от мировых промыслов пищевой рыбы.
За последние два года количество продуктов с сертификатом MSC выросло в 4 раза, их число приближается к 1000.
К принципу устойчивости запасов более осознанно стали подходить переработчики, особенно в Европе, Северной Америки и Азии.
Устойчивость начинает играть главную роль в ведении бизнеса. Так, например, ритейлеры включают этот пункт в свою политику закупок.
Что касается планов на будущее, то в последующие пять лет Морской Попечительский Совет станет более удобным для тех, кто пользуется его услугами. Процесс получения сертификата должен стать быстрее, необходимо вовлечь в него развивающие страны, из которых поступает 50% рыбной продукции. Большие средства организация вкладывает в системы отслеживания движения рыбной продукции и исследование ДНК.