Многоядерный кластер
Во Владивостоке состоялся VIII Международный конгресс рыбаков. Если в предыдущие годы форум был статусным, но, скорее, «домашним междусобойчиком» с громкими заявлениями чиновников, то на прошлой неделе политическим спекуляциям предпочитали корпоративный язык. И было понятно, что здесь не бизнес в гостях у политиков, а политика на бизнес-площадке. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на konkurent.ru.
Ключевой темой конгресса стали вопросы технического регулирования. Организаторы мероприятия посчитали, что в таком ракурсе будет найден баланс интересов государства и бизнеса, тем более в свете вступления России в ВТО. Важность форума была в том, что во Владивосток приехали рыбаки с мировым именем, и это придало качеству дискуссий достаточно высокий уровень. Тон был задан, по образному выражению одного из участников конгресса, в «энергетике самого текста» выступления приморского губернатора. Прежде всего Владимир Миклушевский разочаровал скептиков, опасавшихся за судьбу конгресса. «Рыбная отрасль ментально важна для Приморского края и всего Дальнего Востока. А конгресс рыбаков — нужная коммуникативная площадка. Здесь вырабатываются предложения, способные помочь государству увидеть проблемы рыбохозяйственного комплекса, а бизнесу понять, куда двигаться дальше. И мы дальше будем продолжать традицию проведения конгресса», — заявил на открытии конгресса губернатор.
В связи с этим Миклушевский предложил сформулировать главную тему форума: каковы должны быть стандарты современной рыбной отрасли, способные обеспечивать ей устойчивое развитие. Иными словами, какая экономическая модель лучше справляется с различными вызовами? Как соблюсти баланс, когда каждый думает прежде всего о собственной выгоде? Найти общий ответ на эти вопросы политикам и бизнесменам было непросто.
Герман Зверев, председатель комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре: «В России идет завихрение нескольких юридических волн. Поверх национальных систем регулирования накладывается общая система Таможенного союза. Новую реальность создает вступление России в ВТО: заявка нашей страны составляет 670 страниц, из них 132 — о техническом регулировании, стандартах, санитарно-ветеринарном контроле. То есть о том, что в экономике называется техническими барьерами. Все это создает немыслимые комбинации на рынке».
Три шага к развитию
В настоящее время отрасль опутана административными барьерами. 32 ведомства и учреждения контролируют рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия в России, выдавая или не выдавая 511 видов разрешительных документов. Парадокс в том, что такое количество документов не приводит к повышению качества контроля. По оценке Роспотребнадзора, рыбопродукция является одной из самых неблагополучных в пищевом цехе. Уже на этапе производства гигиеническим требованиям не соответствует 5% продукции. Примерно 6-7% импортной продукции поступает с превышением российских нормативов по содержанию глазури. Нарушение температурных режимов при транспортировке, хранении и реализации обнаруживают в 10% проверенных партиях. Широко распространены неправильная маркировка, неверное указание веса, отсутствие сведений о глазури. По оценочном данным, примерно 15% рыбопродукции Таможенного союза либо не соответствует санитарным нормам, либо снабжено недостоверной маркировкой. Это свыше 500 тыс. т, а в денежном эквиваленте — более $2 млрд.
В какой степени меняющиеся нормативные правила, технические стандарты и идеология контрольных органов будет способствовать развитию рыбной отрасли? «В советские годы Владивостокский морской рыбный порт и Находкинский морской рыбный порт на двоих принимали 2,8 млн т рыбопродукции. Сегодня столько добывает весь Дальний Восток. Но технические возможности остались: краны еще работают, железную дорогу не разобрали, холодильных мощностей хватает для оперативной работы. Но никуда не годится нормативно-правовое регулирование. Предприятия, привозящие рыбу на родной берег, платят НДС. Постоянно вставляют палки в колеса Россельхознадзор и Нацрыбресурсы. Без устранения этих проблем надеяться на превращение Приморья в рыбный регион сложновато», — сказал Геннадий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края.
«Сейчас крайне важно продолжить работу над решением системных проблем. Мы обязаны извлечь для себя самые серьезные уроки из мирового опыта, чтобы впредь не ощущать недостаточность диверсификации отрасли и инфраструктурные ограничения, — отметил в свою очередь Миклушевский. По его мнению, отправной точкой для новой модели рыбной отрасли должен стать кластер. Этот проект, уже одобренный правительственной комиссией по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича, предполагает строительство на одной площадке холодильных мощностей, портовой, транспортно-логистической и торговой инфраструктуры, обеспечивающих полный цикл переработки рыбопродукции для поступления на внутренний и внешний рынки.
Для создания кластера придется выполнить как минимум три шага. Первый — разработать эффективное нормативно-правовое поле, а также привлекательный режим фискального, налогового и таможенного характера. Второй — необходимо сформировать физическое ядро кластера. Третий шаг потребует построения привлекательного финансового сервиса для организации взаимодействия предприятий, чтобы в будущем получить мультипликативный эффект.
Сергей Сидоренко, вице-губернатор Приморского края: «Создание кластера сконцентрировано на двух плоскостях — внутреннем и внешнем. Внутренняя плоскость подразумевает повышение экономической эффективности отрасли и наполнение внутреннего рынка качественной рыбопродукцией собственного производства. Внешняя плоскость предусматривает переход от торговли сырьем к продукции высокой степени переработки. Привлекательность комплекса будет обеспечиваться такими факторами, как удобное географическое расположение, современная инфраструктура и логистика, современные технологии, эффективная торговля, организация привлекательного фискального режима и, конечно, устойчивая сырьевая база».
От добычи к производству
По оптимистичному сценарию кластерное развитие позволит рыбной отрасли Дальнего Востока увеличить годовой оборот 2020 г. до 120-150 млрд руб. (сейчас 76 млрд руб.). Маркетинговые исследования также показали, что к комплексу будут тяготеть 1-2 млн т водных биоресурсов: структура возможного потенциала (перевалка, логистика, накопление, торги) — до 800 тыс. т, переработка — 200 тыс. т, торги без перевалки — до 1 млн т.
Предварительно под размещение объектов кластера рассматриваются две площадки на юге Приморья: в районе Славянки (Хасанский район) и в Шкотовском районе. Вторая площадка, по словам Сидоренко, более предпочтительна, потому что находится недалеко от аэропорта и Владивостока. «Площадка представляет собой гринфилд площадью 200 га. На ней предусматривается размещение не только объектов рыбной инфраструктуры, но и тяготеющих к рыбному комплексу производств. Уже есть первые инвесторы, готовые построить производство по переработке мощностью 200 т в сутки, комбинат по производству детского питания из рыбного сырья, комплекс по утилизации отходов рыбопереработки и производству рыбной муки, завод по производству рыбного оборудования», — сказал вице-губернатор.
Сама идея создать кластер в том понимании, которое уже сложилось и было реализовано во многих западных странах, — благая. Ведь это значит — создать локальные зоны с определенными преференциями, где все участники цепочки, от добычи до производства готовой продукции, находились бы в постоянном взаимодействии. И все это будет способствовать инновационному развитию.
«Кластеру надо придать инновационный характер. Чтобы там было не только место под хранение, переработку и трейдинг. Надо использовать научно-технический потенциал, который в Приморском крае, бесспорно, мощнейший», — считает Лев Бочаров, генеральный директор «ТИНРО-Центр».
Первая очередь кластера рассчитана на годовой оборот в пределах 1 млн т продукции, вторая — до 2 млн т. Стоимость проекта предварительно оценивается в 40 млрд руб. Источниками должны стать средства частных инвесторов (на их долю придется порядка 60% затрат), а также краевого и федерального бюджетов (за счет включения проекта в ФЦП развития Дальнего Востока и Байкальского региона). Ожидается, что создание кластера позволит сделать отечественную рыбопереработку конкурентоспособной, а также вывести на цивилизованный уровень местную марикультуру (выращивание трепангов, моллюсков и т.п.). Тогда Приморье смогло бы конкурировать с корейским Пусаном и китайским Далянем.
Впрочем, речь идет не только о конкуренции, но и о кооперации. Губернатор Миклушевский намерен привлечь к работе по созданию рыбного кластера ведущие проектные организации Японии. Кроме того, он уже предложил обратить внимание на проект главе российского подразделения Metro Cash & Carry Питеру Боону. К созданию кластера хочет подключиться и южнокорейский бизнес — об этом недавно шла речь на встрече главы Росрыболовства Андрея Крайнего с чрезвычайным и полномочным послом Республики Корея в Москве Ви Сон Лаком. «Рыбный кластер может серьезно изменить ситуацию в отрасли», — считает Миклушевский.
Герман Зверев: «Реализация кластера предполагает совершенно иную систему и схему размещения санитарно-карантинных пунктов, систему государственного ветеринарного надзора. Если этот проект будет нацелен не только на переработку, но и на организацию здесь торгов российской продукцией, то это повлечет за собой необходимость внесения изменений в несколько постановлений правительства, которые устанавливают порядок взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору».
Работа над кластером будет вестись поэтапно. В настоящее время существует концепт, сейчас администрация края вместе со специалистами приступает к разработке ТЭО и инвестиционного предложения. По поручению Миклушевского к работе подключены также инвестиционное агентство края и корпорация развития Приморья. В ближайшее время проект уже должен быть представлен в правительство.