Мода на сертификацию промыслов дошла до Мурманска
В рамках последней международной выставки «Интерфиш 2010» прошло заседание Общественного совета Росрыболовства. Предложения WWF по развитию экологической сертификации получили одобрение и были внесены в проект резолюции Совета.
Принято считать, что сертификация по стандартам Морского попечительского совета (MSC) и добровольное внедрение системы отслеживания прохождения рыбы «от судна до прилавка» или «от лодки до глотки», получила массовую поддержку судовладельцев, а Совет - одобрение кругов, заинтересованных в сохранении рынка морепродуктов. В России экологическую сертификацию начали называть велением времени, без которого выход нашей рыбы на экологически ответственные рынки скоро будет закрыт.
На 16 ноября WWF совместно с MSC, при поддержке НО «Союз рыбопромышленников Севера» запланировал научно-практический семинар «Сертификация по стандартам MSC рыбных промыслов в СВА». Попечительский Совет решил создать и рабочую группу по экосертификации, в нее войдут представители MSC и WWF. Ее задача - отследить, чтобы забота о состоянии запасов, минимизация ущерба морским экосистемам, эффективное и ответственное управление, мониторинг биоресурсов полностью учитывались при проведении сертификации рыбных промыслов в России. Убедиться в том, что до настоящего времени этого не происходило, легко.
Совет активно убеждает нас в том, что сертификация рыбных промыслов позволит судовладельцам получить независимую оценку экспертов о состоянии промыслов, рекомендации по их улучшению (как будто рыбаки не имеют представления о промысле, в котором участвуют). Заказчик получает индульгенцию в виде сертификата на ведение устойчивого промысла или возможность приклеить на свою продукцию голубую этикетку. Такие документы выдаются в обмен на крупные суммы денег. Если контракт подписан, заявитель не сомневается, что у промысла очень большие шансы получить международный сертификат соответствия, независимо от дальнейшего развития событий. Он дает возможность продавать рыбную продукцию на международном рынке по более высоким ценам. Потребители получают уверенность в том, что рыба хорошего качества.
Индустрия сертификации организована хорошо. В настоящее время в программе MSC участвуют 227 промыслов (97 уже получили сертификаты, на очереди - 130). Еще более 40 проходят «предварительную проверку». В России сертификация началась на северо-востоке страны, дошла очередь и до Мурманска. Работой и приличными заработками MSC обеспечен на долгие годы. Ведь если промысел однажды попадает в программу MSC, выхода из нее практически нет. Даже если сертификаты получат все промыслы и судовладельцы лишатся наценки на свою продукцию, они будут вынуждены постоянно платить Совету за периодическое подтверждение сертификации. Структура сертификации не выдерживает серьезной критики:
1. Обычно заказчиком выступает судовладелец или Ассоциация, в которую он входит, но допускаются исключения. Пример - Группа компаний «Ocean Trawlers» с головным офисом в Гонконге и торговыми представительствами в Великобритании и США. Она вступает в завершающую стадию MSC сертификации своих поставщиков трески и пикши. - 16 траулеров Северного бассейна, принадлежащих компаниям «Карат», «Карату-1», «Согра», «Альтернатива», «Рыбпроминвест» и Консорциуму «Мурманский траловый флот»). Прибыль получает MSC и, возможно, заказчик сертификата «Ocean Trawlers». Ррыбаки продолжают работать за «ту же зарплату», поэтому ждать от них улучшения отношения к запасам трески и пикши не стоит.
2. Сертификационная команда переписывает информацию, изложенную в других источниках (описание условий промысла, его состояние, меры управления промыслом, рекомендации ИКЕС и т.д.). Как правило, в команде нет специалиста, хорошо знающего промысел, его проблемы, поэтому в объемном отчете приводится много ненужной информации. Сертификаторы берутся за описание (списывание) любого промысла, лишь бы за него хорошо заплатили. Но список судов, на которых в последние годы находились наблюдатели ФГУП «ПИНРО», их фамилии, отчеты, почему-то не приводятся. Вопрос о наличии на борту судов группы «Ocean trawlers» «заверенных наблюдателями» журналов контроля считается неудобным.
3. Зачем-то вводится режим предварительной сертификации промыслов, после которой проводится полная, независимо от результатов предварительной. Затем следует режим продолжающейся сертификации (постоянной проверки промыслов). Предлагаемые «советы» непонятны и кажутся просто смешными - разве выход в море ни промысел сейчас возможны без элементарных знаний Правил рыболовства? В период «независимой» экспертизы «проводятся» консультации, которые невозможно проверить. В случае сертификации для «Ocean Trawlers» указывается позиция «капитаны» без конкретных фамилий.
4. Для успешной сертификации эксплуатируемые популяции должны находиться в хорошем состоянии. Пользователи должны учесть, что после завершения процесса забота о благополучном состоянии запаса ложится на их плечи. Других вариантов нет.
5. Замечания к сертификации промыслов можно не вносить - будет получен невразумительный ответ. Характерный пример - "Ocean Trawlers hit back at statements from the WWF". Автор умудряется не заметить проблему утилизации приловов, хотя все знают, что она существует. Некоммерческих приловов в Баренцевом море много, они попадают в категорию выбросов - рыбомучных установок на траулерах, поставляющих сырье для «Ocean Trawlers» нет.
6. В погоне за прибылью, MSC фактически сертифицирует только заявителей, а не сами промыслы. Каждый судовладелец, или производитель продукции, независимо от того, что имеют дело с одним запасом, должен платить отдельно за каждую заявку. За один раз сертифицируется только производство указанной в заявке продукции. В случае выпуска другого вида необходимо подавать новую заявку, к которой полагается новый чек.
В общем, на рыбаках можно хорошо заработать, если обработать общественное мнение, убедить потребителей в том, что их покупки действительно влияют на состояние запасов, а судовладельцев - в том, что продукция с голубой этикеткой будет продаваться лучше. Современная система сертификации рыболовства MSC давно подвергается критике, в таком виде она не может обеспечить устойчивость промыслов, не спасает от переловов. Деятельность Совета нуждается в серьезной переоценке. Многие природоохранные организации протестуют против сертификации MSC, в результате которой Планета рискует потерять много дикой рыбы и здоровых морских экосистем. Достаточно вспомнить случаи с макруронусом в Новой Зеландии. Он был сертифицирован в 2001 г. как устойчивый, но потом случилась неприятность. Характерен и свежий пример - скумбрия СВА. МSС умудрился выдать документы нескольким пользователям одного запаса. Вскоре после оплаты услуг по сертификации они объявили об утверждении огромных объемов квот в одностороннем порядке, поставив под сомнение будущее промысла скумбрии. Все встречи в Лондоне с целью решить затянувшийся конфликт, пока безуспешны. Можно привести случаи с антарктическим крилем и клыкачом.
Сегодня деятельность MSC не в состоянии защитить окружающую среду и нуждается в радикальной коррекции. Сертификаты или голубые этикетки просто вручаются заявителям в обмен на доллары, при этом система создает финансовый конфликт интересов. Синий логотип Совета на упаковке пока позволяет производителям называть покупателей добросовестными и брать с них более высокую цену. Но при всеобщей сертификации промыслов, которая неизбежна, заявители лишатся преференций. Покинуть область сертифицирования им уже вряд ли удастся. В перспективе - аудиторские проверки и подтверждения индульгенций за соответствующую плату.




















