Море волнуется, ЭОАСР!

21 января 09:13

В ближайшие месяцы в Охотском море будет сосредоточено значительное количество рыбацкого флота. На кого рассчитывать их экипажам в случае беды?

Охотоморская минтаевая путина считается одной из крупнейших морских промысловых экспедиций в мире. Хотя количество судов, задействованных в ней, сокращается в связи с выводом из эксплуатации устаревшего флота, оно остается значительным. Так, в 2017 году на промысле минтая в Охотском море работали 145 судов, в 2021-м – 124 судна. Такому количеству экипажей необходимо обеспечить не только условия работы, но и безопасность, и помощь на случай ЧС. Хотя, по мнению ученых, в эту минтаевую путину погода не грозит промыслу осложнениями, однако помимо штормов и льдов рыбаков ждут в море и другие риски.

Сегодня за безопасность и спасение судов отвечают две службы. Одна из них входит в структуру министерства транспорта – это ФГБУ «Морспасслужба» Росморречфлота. Вторая относится к ведомству министерства сельского хозяйства – это экспедиционные отряды аварийно-спасательных работ (ЭО АСР) при Росрыболовстве.

Мы обратились в обе эти организации с просьбой рассказать, какими силами и средствами они располагают для решения своих задач на Дальнем Востоке.

Морспасслужба

Как рассказал заместитель руководителя Росморречфлота Денис Ушаков, ФГБУ «Морспасслужба» располагает в Дальневосточном федеральном округе 60 единицами судового состава различных проектов и назначения (всего по стране флот этого учреждения насчитывает 296 судов и катеров). Средний возраст флота приморского, сахалинского и камчатского филиалов Морспасслужбы составляет 20,5 года.

Минимально необходимый судовой состав ФГБУ «Морспасслужба» для постоянной аварийно-спасательной готовности и готовности к ликвидации разливов нефти в Дальневосточном регионе должен составлять по стандарту 58 единиц. В настоящее время на тихоокеанском побережье аварийно-спасательную готовность и аварийно-спасательное дежурство обеспечивают 30 судов Морспасслужбы. Более 40 судов ежедневно находятся в аварийно-спасательной готовности в акваториях портов России с готовностью выйти в море в течение часа. Кроме того, ежедневно в акваториях морей и на береговой черте на объектах нефтегазовой отрасли России осуществляют круглосуточное дежурство десятки судов Морспасслужбы.

Флот, который обеспечивает аварийно-спасательную готовность в регионах тихоокеанского побережья, распределен с учетом интенсивности плавания и нахождения потенциально опасных объектов. Так, в морском порту Петропавловск-Камчатский в постоянной аварийно-спасательной готовности находятся три судна – морской буксир «Гроза», спасательный катер-бонопостановщик «Капитан Мишин» и многоцелевой катер «Айруп». В Охотском, Беринговом, Чукотском и Восточно-Сибирском морях несут дежурство многофункциональные аварийно-спасательные суда «Калас», «Берингов пролив», «Спасатель Кавдейкин», спасательные буксирные суда «Атлас» и «Рубин».

По словам Дениса Ушакова, во время крупных рыбопромысловых экспедиций на Дальнем Востоке суда ФГБУ «Морспасслужба» целевое дежурство не несут, поскольку эти функции возложены на Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ Росрыболовства. Однако в случае необходимости они оказывают помощь рыболовецкому флоту. Например, 23 января 2021 года в Охотском море морской буксир «Рубин» сахалинского филиала Морспасслужбы провел аварийную буксировку рыболовного судна «Хивач», у которого были повреждены лопасти винта. Судно находилось в дрейфе без возможности движения и маневрирования в районе западного побережья Камчатки. Операция по аварийной буксировке прошла в сложных погодных условиях. С 6 по 13 марта спасатели и экипажи морского буксира «Лазурит», спасательного катера-бонопостановщика «Капитан Балашов», водолазного судна «Водолаз Сташков» принимали участие в тушении пожара на рыболовецком судне «Витим». Пожар возник, когда судно находилось в 12 милях на траверзе острова Аскольд.

Как отметил наш собеседник, в советское время, в 1980-е годы, Морская спасательная служба располагала на Дальнем Востоке гораздо меньшим количеством судов. Кроме того, они не обладали теми характеристиками и аварийно-спасательным вооружением, которым обладает современный многофункциональный аварийно-спасательный флот Морспасслужбы.

«За последние годы интенсивность плавания в районах Севера и Дальнего Востока значительно возросла. Это значит, что и задачи Морской спасательной службы, связанные с обеспечением аварийно-спасательной готовности в акваториях Российской Федерации в этих регионах, увеличиваются», – сказал Денис Ушаков.

С 2010 года идет процесс обновления флота Морспасслужбы. В 2019 году сахалинский филиал получил многофункциональный мелкосидящий буксир-спасатель арктического плавания класса Arc5. В 2022 году амурские судостроители должны сдать многофункциональное аварийно-спасательное судно «Керченский пролив», которое будет базироваться во Владивостоке. В 2024 году флот камчатского филиала должны пополнить многоцелевой аварийно-спасательный буксир с ледовым классом Arc4 «Оклан». Судно заложено на стапелях АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького». В том же 2024-м в Петропавловск-Камчатский должны прийти два буксирно-спасательных судна ледового класса Arc4, которые строятся на Окской судоверфи. В ближайшее время флот камчатского, сахалинского и приморского филиалов Морспасслужбы пополнят еще три буксирных судна. Помимо крупных судов флотский состав Дальневосточного региона будет обновлен и за счет небольших спасательных судов и катеров.

Федеральный проект по развитию Северного морского пути и план развития инфраструктуры Северного морского пути предусматривают строительство для Морспасслужбы до 2024 года 16 многофункциональных аварийно-спасательных судов и спасательных буксиров с усиленным ледовым классом.

Планируется дислоцировать новые крупные аварийно-спасательные суда для дежурства в местах наиболее интенсивного судоходства на трассах Севморпути.

Экспедиционный отряд

По словам заместителя руководителя Росрыболовства Василия Соколова, в ведении ФГБУ «Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» («Дальневосточный ЭО АСР») находятся четыре буксира-спасателя и один водолазный катер, которые обеспечивают безопасность мореплавания на промысле. Средний возраст судов-спасателей – 41 год, что превышает нормативные сроки эксплуатации.

Распределение этого флота между дальневосточными регионами не предусмотрено. Суда-спасатели несут дежурство непосредственно в традиционных районах промысла Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (Охотоморский промрайон с включением зоны Северных Курил, Южно-Курильский промрайон, Беринговоморский промрайон).

В 2021 году суда-спасатели ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» выполнили 11 аварийно-спасательных работ (4 размотки винта от орудий лова, 2 аварийных буксировки судов в укрытие, 3 судна освобождены из ледового плена, устранена водотечность подводной части корпуса у одного рыболовного судна, на одном судне потушен пожар).

Кроме того, для предупреждения аварийных случаев на судах рыбопромыслового флота организованы проверки готовности к плаванию и ведению промысла в осенне-зимний период, в условиях штормовых погодных условий и в иные периоды. Ведутся контроль за проведением учебных тревог по отработке действий экипажей в аварийных ситуациях, проверки комплектности и исправности аварийно-спасательного оборудования и инструментов, усиливается контроль за остойчивостью и непотопляемостью судов.

«В период существования СССР экспедиционные отряды аварийно-спасательных работ располагали более значительным количеством флота, в том числе и на Дальнем Востоке. В частности, в составе Дальневосточного ЭО АСР в 1980 году состояло восемь судов-спасателей», – сказал Василий Соколов.

По его словам, существует потребность не только в увеличении числа спасательных судов, но и в их обновлении. По линии Росрыболовства сформированы предложения по обновлению флота в период с 2024 по 2027 годы. По мере строительства судов-спасателей часть из них поступит в ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР».

P. S. Как сообщает Федеральное агентство по рыболовству, безопасность работы флота на промысле минтая сейчас обеспечивает спасательное судно «Справедливый», аварийных вызовов не поступало. С начала охотоморской экспедиции 2022 года установлено ежесуточное дежурство. Экипажи предупреждают об усиленном внимании при работах на открытых палубах. По данным научных наблюдателей, за последние сутки промысловая обстановка изменилась в лучшую сторону, флот показывает стабильные и даже высокие суточные уловы.

Справка

В этом году Дальневосточному экспедиционному отряду аварийно-спасательных работ исполнится 60 лет. 21 апреля 1962-го разрозненные спасательные суда на Дальнем Востоке были объединены в экспедиционный отряд. В его состав вошли СТР «Адмирал Посьет», спасательные суда «Орел», «Стерегущий», «Декабрист», «Исполнительный», «Бдительный» и «Решительный», морской буксир «Боец». Начальником отряда спасательных судов был назначен Виталий Зарубин. Перед отрядом ставилась задача обеспечения безопасности промыслового и обрабатывающего флота в промысловых экспедициях.

Источник: Рыбак Камчатки
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>