Морское рыболовство Мурманской области в 2006 г.
В реестрах Государственной администрации Мурманского морского рыбного порта зарегистрировано 270 промысловых судов Мурманской области (в том числе 7 бербоут-чартерных).
Состав рыбопромыслового флота Мурманской области по состоянию на 01 января 2007 г.
Тип судна | Количество судов | Средний срок службы, лет | Количество судов по срокам службы на начало 2007 г. | ||||||||
2000 г. | 2005 г. | 2007 г. | 2000 г. | 2005 г. | 2007 г. | До 6 лет | 6-10 лет | 11-15 лет | 16-20 лет | Свыше 20 лет | |
Крупные суда типа Моонзунд типа Горизонт | 20 | 12 11 1 | 11 10 1 | 14,1 | 17,2 16,4 26,0 | 18,1 17,2 27,0 | - - - | - - - | 2 2 - | 8 8 - | 1 - 1 |
Большие суда типа Иван Бочков типа Кронштадт прочие типы | 37 | 24 7 10 7 | 20 5 8 7 | 21,7 | 27,3 25,7 30,0 25,0 | 27,5 26,8 31,0 23,9 | - - - - | - - - - | 2 - - 2 | - - - - | 18 5 8 5 |
Средние суда СРТМК ПСТ СРТ пр. 503 СРТР пр. 502 Р СРТ КК-40 СТМ прочие типы | 203 | 169 64 10 14 1 4 30 46 | 163 60 8 13 1 4 27 50 | 16,7 | 22,4 21,4 26,3 21,4 33,0 9,3 20,7 25,4 | 23,2 21,8 27,3 20,0 34,0 10,3 21,8 26,9 | 2 - - - - - - 2 | 4 - - - - 3 - 1 | 21 14 - 4 - 1 - 2 | 26 15 - 5 - - 1 5 | 110 31 8 4 1 - 26 40 |
Малые суда МРТК прочие типы | 19 | 63 30 33 | 75 37 38 | 12,0 | 19,1 16,5 21,5 | 21,2 18,8 23,5 | 1 1 0 | 4 3 1 | 10 7 4 | 18 10 8 | 42 16 26 |
Всего промысловых судов Всего в % | 279 | 268 | 269 | 16,5 | 21,9 | 22,8 | 3 1,1 % | 8 3,0 % | 35 13,0 % | 52 19,3 % | 171 63,6 % |
Рыботранспортные суда | 24 | 33 | 33 | 23,0 | 26,7 | 27,7 | - | - | 1 | 6 | 26 |
Всего промысловые и транспортные суда | 303 | 301 | 302 | 17,0 | 22,4 | 23,5 | 3 1,0 % | 8 2,6 % | 36 11,9 % | 58 19,2 % | 197 65,2 % |
Снижение количества промысловых судов после 2000 г. обусловлено нарастанием физического износа, введением новой системы квотирования (закрепление долей вылова квотируемых объектов за предприятиями). Увеличение объемов прибрежного промысла стимулировало рост количества маломерных судов, в основном за счет их передислокации из района Балтики.
По состоянию на 01 января 2007 г. свыше 63 % промысловых судов имеют срок эксплуатации более 20 лет. В перспективе это должно привести к снижению добывающих мощностей и соответствующему падению объемов вылова рыбы. Дефицит крупнотоннажных судов для промысла массовых пелагических видов рыб ощущается уже в настоящее время. Новые суда после 1998 г. поступали лишь эпизодически. За 2006 г. средний возраст промысловых судов изменился с 21,9 до 22,8 года. Это определяло направление значительных средств на модернизацию и ремонт действующего флота. Рост объемов освоения биоресурсов донного промысла более эффективными судами имеет устойчивую положительную тенденцию. Этому способствует поступлению на Северный бассейн специализированных судов-краболовов.
Увеличение вылова пелагических видов рыб в относительно удаленных районах промысла и существующие препятствия по заходу добывающих судов в российские порты (таможенные платежи, большое число надзорных и контролирующих органов в порту) стимулировали развитие мощностей транспортного флота. Однако в период 20010-2015 гг. большинство транспортных судов (средний возраст 27,7 года) будет списано. При сохранении традиционных районов промысла возникнет потребность в небольших транспортных судах емкостью до 500 т для Баренцева моря и до 3000 т для более отдаленных районов промысла.
В 2006 г. большинство предприятий Мурманской области, имеющие квоты на вылов сайки, не приступили к ее промыслу. Вылов составил лишь 13512 т (при квоте области 53054 т). Основная причина снижения вылова - низкая рентабельность промысла сайки. Часть предприятий с небольшими объемами квот в промысле не участвовало, а механизм по оперативной передаче ресурсов другим пользователям не разработан.
В последние годы суда СРХО «Консорциум Мурманский траловый флот» вели успешный промысел сардины и ставриды в районах Мавритании и Западной Сахары. Однако в конце 2006 г. Мавритания ужесточила финансовые условия доступа рыболовных судов в свою зону и Мурманский траловый флот вынужден был прекратить ее промысел по экономическим соображениям. Суда передислоцировались в зону Марокко, где результативность промысла значительно уступает условиям в районе Мавритании.
Сдерживающими факторами развития морского рыболовства в настоящее время являются:
- рост затрат предприятий на приобретение судового топлива, что составляет значительную часть всех расходов судовладельцев. В итоге снизилась рентабельность промысла ряда массовых видов рыб с низкой стоимостью (сайка, путассу и др.), финансовое состояние добывающих предприятий ухудшилось;
- чрезмерно высокие ставки сборов за пользование биоресурсами, что негативно сказывается на добыче низкорентабельных объектов лова. С целью повышения заинтересованности предприятий в освоении низкорентабельных объектов, в Минсельхоз России направлены предложения о снижении размеров ставок сбора за эти объекты в зависимости от рентабельности их промышленного лова;
- вынужденное прекращение по экономическим причинам промысла в районе Мавритании, где суда ОАО «МТФ» добывали по 40-60 тыс.т пелагических рыб.
- отсутствие механизма для упрощенного многократного пересечения Государственной границы РФ рыбопромысловыми судами в соответствии с Федеральным законом от 15 июня 2006 г. № 89-Ф3 «О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
- отсутствие правовой базы для оперативной передачи ресурсов между пользователями при недоосвоении общих региональных квот на вылов ВБР.