Мурманский морской рыбный порт не готов обеспечить оперативное обслуживание судов
Портовики мурманского рыбного порта работали с рекордной производительностью - до 60 т в час. Но по состоянию на 15 часов 5 сентября транспорт был разгружен только на половину. Выгружено 450 т рыбопродукции. Затем таможня дала добро на отгрузку еще 150 т. По словам Евгения Короля, начальника диспетчерской службы порта, судно могло уйти из Мурманска в лучшем случае 6 сентября, если бы ситуация складывалась благоприятно. По мнению генерального директора ОАО «Мурманский морской рыбный порт» Владимира Соколова, все комиссии продолжают действовать в рамках законодательства. С другой стороны, все проверяющие службы уже давно должны пойти на встречу рыбакам. Упростить и ускорить проверку груза и экипажа в ММРП. Но пока ничего не меняется. В рыбном порту Санкт-Петербурга судно проверяют за 2-2,5 часа, в Мурманске - минимум за 8 часов. Законодательство одно, подходы разные. Поэтому часть мурманских судовладельцев уже изменили прописку своих судов на С-Петербург. Если ничего не изменится, то Мурманск вообще может остаться без рыбопродукции. Закупать ее придется в Норвегии.
В июле Мурманский морской рыбный порт принял около 30 тыс. т рыбопродукции. В июне - 19 тыс. т. Специалисты порта надеются, что сентябрь будет удачным. Но ситуация на берегу складывается неоднозначная. Сейчас в рыбном порту ожидают выгрузки 5 судов. В ожидании проверки контролирующих органов судно «Svartfoss» потеряло не менее 11 часов. Директор агентской компании «МАРП» Виктор Макаров считает, что убытки от простоя, без учета потери коммерческой выгоды, составили USD 10 000. И это при том, что современное норвежское транспортное судно позволяет быстро провести выгрузку за счет аппарели - бортовой двери, которая открывается и позволяет автокарам забирать груз с причала (он подается из трюмов транспорта на двух лифтах). Таких судов у России пока нет. Даже в Норвегии оно еще единственное. Судовладелец планирует приобрести 8 таких судов. Часть из них может приходить с грузом в Мурманск. Но задержки с ожиданием комиссий могут отбить охоту заходить в Мурманск не только у российских, но и у иностранных судовладельцев.
Проблемы с задержкой времени бывают не только при оформлении захода, но и при оформлении выхода в море. Пока одна комиссия осматривает судно, другая - на входе и выходе - ждет. Понять причину такого отношения к рыбакам невозможно. В других портах, в том числе в соседней Норвегии, никаких проблем и потерь времени при оформлении судов не существует. Как правило, всю процедуру по проверке судна может выполнять один человек. В Мурманске комиссия состоит из пограничников, таможенников и ветврачей. Каждую группу приходится ждать много часов. Если на этот раз комиссия приступила к осмотру судна в полночь, то, пограничники завершили свою проверку уже через полтора часа - в 1 час 30 минут, ветеринары и таможенники - только в 8 часов 30 минут. Хотя совершенно очевидно, что груз можно было выгрузить на склад и там его проверять сколько угодно, отпустив судно. Но этого до сих пор не происходит. Такое отношение приводит к тому, что большие материальные потери несут не только сами рыбаки, но и судовладельцы транспортов, грузополучатели, грузоотправители и их агенты, ОАО «ММРП». В конечном итоге за все это отвечает только потребитель рыбопродукции, которому приходится оплачивать работу всех контролирующих служб из своего кармана.
Виктор Макаров считает, что проблему с оформлением и проверкой судов можно решить просто - за счет наличия второй комиссии, которая бы находилась на территории порта. Портовики, включая докеров, которые заинтересованы в увеличении поставок рыбных грузов, придерживаются такого же мнения. Уже несколько месяцев руководство ОАО «ММРП» совместно с администрацией города Мурманска и представителями контролирующих органов пытаются решить эту проблему. Создан координационный совет, на котором разрабатывается технологическая схема пропуска через государственную границу физических лиц, транспортных средств и грузов в пункте пропуска порта города Мурманска на территории ОАО «ММРП». Понимание со стороны всех участников координационного совета есть. Тем не менее, вопросы эти до сих пор не решены.