Мурманский рыбный порт пытаются включить в ПОЭЗ
Как сообщили в департаменте экономического развития Мурманской области, Минэкономразвития начинает прием заявок на конкурс по созданию портовых особых экономических зон (ПОЭЗ). Как известно, Мурманская область уже вступила в серьезную конкурентную борьбу за право быть ведущим транспортным узлом страны.
В конце января прошло очередное совещание у губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова по поводу создания Управляющей компании «Мурманский транспортный узел». На совещании обсуждали и ход подготовки заявки на создание особой экономической зоны в порту Мурманск. Было принято решение еще раз проработать вопрос о включении в ПОЭЗ Мурманского морского рыбного порта.
К сожалению, на данном этапе в схему ПОЭЗ включить Мурманский рыбный порт оказалось проблематично. А ведь рыбопереработка способна стать важным компонентом особой зоны. Суда могли бы с промысла заходить в ПОЭЗ, не пересекая при этом таможенной границы Российской Федерации (по правилам таможенная граница будет проходить по внешнему периметру особой экономической зоны), выгружать улов и снова уходить в море.
Привезенную рыбу потом можно частично отправлять на внутренний рынок, а частично перерабатывать на территории ПОЭЗ и везти на продажу за границу. При этом ввоз на территорию ПОЭЗ и вывоз переработанной продукции за границу никакими таможенными пошлинами не облагается.
Кроме того, на части этой обширной территории в соответствии с генеральной схемой развития Мурманского транспортного узла предполагалось создать комплекс по перевалке грузов снабжения буровых работ на Штокмановском и Приразломном месторождениях.
Так что же препятствует вхождению Мурманского рыбного порта в число резидентов ПОЭЗ? Ответ на этот вопрос был получен 6 февраля в самом рыбном порту, где состоялось рабочее совещание по вопросу создания ПОЭЗ и включения в ее состав ОАО «ММРП».
В совещании приняли участие первый заместитель губернатора Александр Макаров, заместитель губернатора и руководитель департамента экономического развития Мурманской области Валерий Таличкин, заместитель руководителя этого департамента Виктор Горбунов, руководитель департамента промышленности и транспорта Петр Принц. Принимали активное участие в обсуждении проблем представители и предприятий, действующих на территории порта. Правда, присутствовали представители далеко не всех из многочисленных компаний, базирующихся в порту. В этом, как выяснилось, и заключается главная проблема. Ведь сам порт очень заинтересован в реализации проекта и имеет огромное желание войти в состав создаваемой зоны.
Открывая на правах хозяина рабочее совещание, генеральный директор ОАО «ММРП» Владимир Соколов напомнил, что обязательным условием для заявки является письменное согласие всех владельцев инфраструктуры на территории будущей экономической зоны. А в порту сейчас насчитывается 70 собственников-владельцев предприятий. Еще в прошлом году порт отправил письма с соответствующим предложением в адрес этих фирм и попросил дать ответ к 28 ноября. Но до сих пор положительный ответ - о согласии на вхождение в проектируемую зону - получен только от 22 предприятий. Есть один отрицательный ответ - от ОАО «Мурманский тарный комбинат», который мотивирует своей отказ тем, что его производство не подходит под определение портовой деятельности, прописанной в законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Остальные 47 предприятий до сих пор не ответили на обращение рыбного порта.
«Конечно, хотелось бы подключить к проекту как можно больше участников-инвесторов, но охватывать всех вовсе не обязательно, - заметил Валерий Таличкин. - Просто в этом случае задача усложнится в том смысле, что придется перекраивать границы будущей ПОЭЗ. А отказникам придется пересекать государственную границу дважды в день, по дороге на работу и с работы. Соответственно, проходить паспортный и таможенный контроль...».
Еще одна проблема, которая пока стоит на пути создания особой экономической зоны с участием рыбного порта, как выяснилось на совещании, может быть решена, причем в ближайшее время, если приложить усилия. Дело в том, что в настоящее время причалы рыбного порта никому не принадлежат. Но, как сообщил присутствовавший на встрече руководитель Территориального управления Росимущества по Мурманской области Борис Миков, работа над проектом договора доверительного управления причалами может быть закончена в течение трех-четырех дней. После заключения такого договора Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом предоставит письменное согласие на включение причалов и территории Мурманского морского порта в ПОЭЗ. Этот процесс планируется завершить до конца февраля.