На австралийском рынке рыбы и морепродуктов отмечается беспрецедентно высокий спрос на импортную продукцию
Как и многие мировые лидеры, Австралия пытается соответствовать глобализации в производстве и торговле рыбной продукции, в частности в её влиянии на местные отрасли и кулинарные традиции. Более того, трудно поверить, что Австралия, имея такое обширное побережье, настолько зависит от заграничного сырья, включая рыбные фермы. Об этом пишет Сифуд Интернэшнл.
Внезапные изменения в спросе и предложении также вводят в заблуждение. Те виды, из которых раньше готовили дешёвые домашние блюда, теперь стали очень дорогими, достойными подаваться в самых известных ресторанах. И наоборот, продукты, такие как креветка, которая ранее считалась деликатесным продуктом, теперь можно относить к сегменту недорогих продуктов питания, которые имеются в продаже круглый год.
Многие из этих перемен произошли всего лишь за десятилетие. Некоторые уже приспособились к ним, некоторые всё ещё пытаются им соответствовать.
Стоит также отметить, что в Австралии потребляется больше импортной рыбной продукции, чем большинство людей думает (около 70-75% от общего объёма потребляемой рыбы и морепродуктов).
Страна ежегодно импортирует 200 000 тонн рыбы и морепродуктов стоимостью около 1,5 миллиардов австралийских долларов (1,4 миллиарда американских долларов). Эта цифра близка к общему показателю объёма вылова дикой и фермерской рыбной продукции в стране за вычетом 48 000 тонн экспорта.
Ожидается, что за ближайшие 20 лет импорт достигнет 500 000 тонн. Это в основном связано с повышением курса австралийского доллара. Импорт никогда не был дешевле, тогда как реальная стоимость рыбного экспорта снизилась, по крайней мере, на 25%, что негативно отразилось на положении многих рыбаков и рыбацких посёлков.
За время перемен, происходящих на австралийском рынке, Таиланд стал крупнейшим австралийским поставщиком рыбы и морепродуктов, по крайней мере, в стоимостном выражении. Креветка и консервированная рыба являются основными продуктами. Новая Зеландия остаётся крупнейшим поставщиком рыбы, за ней следуют Китай и Вьетнам.
Креветка
Мерлуза и макруронус (большая часть поступает из аккредитованных Морским Попечительским Советом промыслов) продолжают оставаться основными продуктами в отрасли общественного питания. Нильский окунь составляет значительную часть продаж в супермаркетах. Однако в последнее время всё большую популярность среди потребителей набирает пангасиус, выращенный в устье реки Меконг, благодаря своей привлекательно низкой цене.
Что касается креветки, то в октябре 2007 года Австралия ввела карантинные ограничения на сырую креветку. Полный запрет на неразделанную сырую креветку (ранее импорт составлял около 2 000 тонн в год) и обязательная проверка на три вирусных заболевания (синдром белых пятен, YHD и некрозный вирус IHHNV) мяса лущёной креветки и котлет (свыше 20 000 тонн в эквиваленте веса неразделанной креветки), по оценкам, ежегодно будет стоить австралийской отрасли общественного питания от 200 миллионов австралийских долларов (188 миллионов долларов) до 400 миллионов австралийских долларов (375 миллионов долларов).
Судя по всему, это делается для защиты австралийской отрасли фермерской креветки, которая оценивается в 42 миллиона австралийских долларов (39,4 миллиона долларов) в год (стоимость франко-ферма). Импортёры не возражают против очевидного экономического уравнивания, но указывают на тот факт, что за последние 5 лет производство креветки в Азии удвоилось, несмотря на все данные заболевания.
Статистические данные по сокращению торговли пока ещё не опубликованы, но уже известно, что около 80% партий сырой креветки не получили разрешения на ввоз. Импортёры заявляют, что результаты тестов искажены из-за использования метода проверки PCR, который считается ненадёжным из-за его склонности показывать ошибочно положительные результаты.
Политическая программа
Австралия является единственной страной, которая имеет такие жёсткие требования для ввоза креветки на её территорию. Но больше всего импортёров беспокоит политический уклон, который ведёт к конъюнктурным решениям по введению ограничений на импорт перед выборами. Эта политика привела к острым разногласиям между некоторыми производителями и импортёрами, многие из которых тоже являются крупнейшими внутренними покупателями рыбной продукции в стране.
Импортёры надеются, что в 2008 году новое федеральное правительство предложит новый подход в этом вопросе, что положит конец всем разногласиям.