{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

На базе Мурманского государственного технического университета появится Центр арктических компетенций

29 января 2015 16:01

О том, какие нужны специалисты экономике Заполярья, сохраняет ли молодежь интерес к морским профессиям и куда направится знаменитый парусник "Седов" в 2015 году, "Российской газете" рассказал вновь избранный ректор Мурманского государственного технического университета, доктор экономических наук, профессор Сергей Анатольевич Агарков, сообщает mstu.edu.ru.

Арктическое образование

– Сергей Анатольевич, с какими итогами Мурманский государственный технический университет завершил 2014 год?

– Если коротко, то 2014 год для Мурманского государственного технического университета стал во многом определяющим с точки зрения перехода на качественно новый уровень поступательного развития, которое, с одной стороны, продиктовано требованиями, предъявляемыми государством, обществом (гражданами), работодателями к профессиональному образованию. С другой – теми вызовами, на которые МГТУ, как и любая другая организация, функционирующая в конкурентной рыночной среде, должен адекватно и своевременно реагировать.

Определяющей чертой современности стало стремительное развитие высоких технологий, а ее главной ценностью и ресурсом – интеллектуальный капитал. В этих условиях меняется и усложняется миссия университетов. Новая экономика требует профессионалов нового качества. Университеты должны, прежде всего, обеспечивать страну высококвалифицированными кадрами, соответствующими запросам рынка труда и современному уровню знаний, особенно в стратегически значимых областях.

Поэтому мы сейчас находимся на стадии, с одной стороны, глубокого осмысления места нашего университета в образовательном пространстве страны и региона, с другой стороны, стратегического целеполагания пути развития университета на долгосрочную перспективу. Речь идет о формировании новой модели университета, новом содержании образовательных программ и новых условий и технологий их реализации с учетом вышеперечисленных реалий.

Если говорить в терминах стратегического управления, то наша задача – создать и запустить механизм необратимых поступательных и позитивных системных изменений, которые позволят университету стать по-настоящему опорным вузом для рыбной отрасли и экономической системы региона. Это значит, научится по-новому готовить высококвалифицированных и, что особенно важно, высокоэффективных и востребованных на рынке труда (прежде всего Мурманской области) специалистов. Потому что именно показатель трудоустройства выпускников вуза является одним из главных индикаторов эффективности деятельности образовательного учреждения, тем самым критерием, который, в конечном счете, и определяет качество образования, и его адекватность требованиям времени.

Сегодня МГТУ представляет собой крупный научно-образовательный комплекс, включающий Морскую академию и 4 института (Институт экономики, управления и права, Естественно-технологический институт, Институт дистанционного обучения, Институт дополнительного профессионального образования), где обучается более 9 500 человек по 105 программам профессиональной подготовки высшего и среднего профессионального образования, включая программы переподготовки и повышения квалификации. На базе многофункционального центра прикладных квалификаций университета осуществляется подготовка по рабочим профессиям, которые также осваивают студенты инженерно-технических направлений в рамках программ специалитета и прикладного бакалавриата. Также в структуру Университета входят 2 колледжа и 3 филиала, где проходят обучение более 2,5 тыс. человек.

В 2014 году в МГТУ был открыт факультет Арктических технологий, специфика которого определяется в его названии – это подготовка инженерных кадров для арктической (северной) экономики, включая перспективные шельфовые проекты освоения морских энергетических ресурсов.

Говоря об итогах 2014 года, хочется отметить ряд событий, которые можно отнести к значимым для университета с точки зрения признания наших успехов.

Так, по результатам работы кафедры радиотехники и телекоммуникационных систем со студентами и аспирантами, МГТУ был удостоен Кубка регионов за активную работу по развитию изобретательства и рационализаторства в Мурманской области. Правовой факультет университета первым из вузов Мурманской области прошел общественную аккредитацию подготовки юридических кадров общероссийской общественной организацией "Ассоциация юристов России", наряду с ведущими вузами страны. Мы участвуем в крупном региональном проекте создания Кольской энциклопедии, который реализуется под эгидой губернатора Мурманской области. В этом году вышел 4-й том, началась работа по изданию 5-го тома. В минувшем году наши студенты успешно участвовали в открытой международной студенческой Интернет-олимпиаде по различным дисциплинам (экономика, экология, математика, информатика, физика, химия, биология), в олимпиаде "Информационные технологии в сложных системах", где занимали призовые места.

Значимым событием прошедшего года стало открытие на базе университета и политехнического лицея Морской арктической школы, которая пользуется большой популярностью среди учащихся старших классов, причем не только города Мурманска, но и области.

На мой взгляд, арктическая специфика, поскольку Мурманская область регион арктический, должна стать обязательной для профессионального образования региона, так как проживание и ведение хозяйственной деятельности в приполярных районах, с экстремальными свойствами окружающей среды, требует особых знаний и компетенций в области арктического природопользования (морепользования), технологий рационального освоения и переработки ресурсов, жизнеобеспечения, гуманитарных и социальных аспектов.

Данный подход уже начал реализовываться в МГТУ. При поддержке Правительства Мурманской области и госкорпорации "Роснефть" планируется создать на базе университета Многофункциональный центр морских арктических компетенций и технологий с целью подготовки высококвалифицированных кадров для шельфовых проектов и смежных производств. В перспективе арктические компетенции морского инженерного образования должны стать профессиональным брэндом и основным конкурентным преимуществом МГТУ в национальном образовательном пространстве. Другими словами, МГТУ должен стать передовым вузом в области подготовки инженерных кадров для арктической (северной) экономики морепользования. Мы должны стать привлекательными не только для жителей Мурманской области, но и для всех тех, кто связывает свое профессиональное будущее с Севером и Арктикой.

– Вы сказали, что в этом году на базе Политехнического лицея была открыта Морская Арктическая школа. Многие ли старшеклассники заинтересовались Морской арктической школой? Что они изучают в ней сегодня?

– Работа со средними школами – это очень важное направление работы нашего вуза, которому мы придаем большое значение. Речь идет о так называемой довузовской подготовке, цель которой пробудить интерес у старшеклассников, прежде всего, к инженерному образованию по тем направлениям подготовки, которые осуществляются в нашем университете. Помочь молодым людям еще на стадии обучения определиться в своем профессиональном призвании. Поэтому кафедрами МГТУ были разработаны для Арктической школы курсы по различным направлениям знаний. Это основы судовождения и истории кораблестроения, радиотехника и электрооборудование судов, морской английский язык, морская геология. В общей сложности – более 20 курсов. Занятия в Морской арктической школе проводятся лучшими преподавателями, профессорами университета, которые помогут старшеклассникам углубить свои познания в определенных сферах, расширить общий кругозор, погрузиться в научную среду и заявить о себе в научно-исследовательском плане. Все это в конечном итоге должно помочь выпускнику школы сделать осознанный выбор своей будущей профессии, а нам получить мотивированного абитуриента, из которого мы будем готовить полноценного специалиста, который с высокой вероятностью будет работать в Мурманской области. Таким образом, наш университет стремится выявить способных, увлеченных молодых людей, заинтересовать и поддержать талантливых ребят. Сегодня в Морской арктической школе учатся почти 60 школьников, причем не только из Мурманска, но и Мурманской области. Уверен, что количество желающих будет расти, а мы сделаем все от нас возможное, чтобы такой интерес не ослабевал.

– Каково количество бюджетных мест в университете запланировано в 2015 году? Предполагается ли увеличить их число?

– Контрольные цифры приема уже известны. Для МГТУ на 2015 год утверждено 647 бюджетных мест (за счет ассигнований федерального бюджета). Что касается конкретно специальностей и направлений подготовки в разрезе высшего и среднего профессионального образования (ВО, СПО), то вся информация размещена на сайте МГТУ (http://www.mstu.edu.ru/) в разделе "абитуриенту". Другое дело, что в настоящее время вышел ряд нормативных документов, который позволяет вузам страны получать бюджетные места по направлениям (специальностям), не прошедшим государственную аккредитацию при условии получить аккредитацию в течение последующих (с начала обучения) трех лет. Так же Правительством РФ утвержден перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующий приоритетным направлениям модернизации и технического развития Российской экономики. Поэтому мы планируем заявиться по ряду утвержденных приоритетных направлений, которые наиболее актуальны для экономического развития региона, таких как: химическая технология, энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии, биотехнология, техническая физика, что позволит университету в 2016 году участвовать в конкурсе на получение новых (дополнительных) бюджетных мест.

– Представители промышленных кругов и бизнес-сообщества региона неоднократно жаловались, что вузы не учитывают их потребности в кадрах. Насколько активно МГТУ взаимодействует с потенциальными работодателями для своих выпускников?

– Я полагаю, что такая однобокая постановка вопроса не отражает суть проблемы и ее комплексность, так как характеризует в общем сложившуюся в стране ситуацию, которая состоит, как считается, в отсутствии адекватной реакции системы профессионального образования на потребности рынка труда, в том числе на обеспечение новых направлений подготовки с учетом инновационного развития экономики. Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие, как субъектов Российской Федерации, так и страны в целом.

Причин тому много. Это недофинансирование материально-технической базы вузов. Работодатели заинтересованы, в первую очередь, в высококвалифицированных кадрах, умения и квалификации которых отвечают современным требованиям и соответствуют конкретным потребностям предприятий. А обеспечить это без современной учебно-лабораторной и научной инфраструктуры не представляется возможным. Особенно это касается инженерного образования, где стендовая и тренажерная подготовка является непременным условием получения профессиональных компетенций. Медленно идет разработка новых профессиональных стандартов, без которых невозможно эффективно и своевременно обновлять содержание образовательных программ и обеспечивать необходимое работодателям качество подготовки кадров.

Все это укладывается в проблемы переходного периода, который условно можно назвать экстенсивным периодом развития профобразования. Когда открывалось большое число образовательных учреждений и их филиалов, которые часто не обладая необходимой учебной базой и компетентным преподавательским составом, просто боролись за платежеспособный спрос населения на услуги образования, ориентируясь в основном на удовлетворение запросов абитуриентов и их родителей, а не фактические потребности экономики и предприятий, приумножая количество выпускников, дипломы которых подтверждают не знания, не квалификацию, а лишь количество лет, проведенных в образовательном учреждении. В результате накопился серьезный дисбаланс между спросом и предложением, который сегодня проявился в остром дефиците профессиональных кадров в первую очередь инженерных специальностей.

Сегодня мы вступаем в новый этап развития системы национально образования, когда основным критерием становится качество образования, его ориентированность на фактические потребности экономики и рынка труда. Не случайно в планах правительства предполагается не только скорректировать типологию и структуру вузовской сети, но и провести оптимизацию количества вузов и их филиалов в сторону сокращения, на 40 % количество вузов и на 80 % количества филиалов. При этом государственной поддержкой будут пользоваться помимо ведущих (федеральные университеты, национальные исследовательские университеты) системообразующие для экономики отрасли или региона вузы, которые будут способны обеспечить потребности в кадрах. То что Университеты должны, прежде всего, обеспечивать страну высококвалифицированными кадрами, соответствующими запросам рынка труда и современному уровню знаний, особенно в стратегически значимых областях – это уже аксиома. Для этого, безусловно, необходимо тесное взаимодействие с работодателями, их участие в определении содержания подготовки и оценке ее качества. Поэтому наша задача двигаться именно в этом векторе развития, наращивая взаимодействие с предприятиями области в части организации практики и стажировки студентов и преподавателей, организации сотрудничества с работодателями по вопросам формирования вариативной части образовательных программ с учетом конкретных требований профессиональных стандартов, общественно-профессиональной аккредитации и сертификации образовательных программ и квалификаций выпускников, сертификации со стороны работодателей выпускников.

Для решения, в том числе вышеперечисленных проблем в университете создан Центр карьеры, практики и трудоустройства, сотрудники которого работают с предприятиями и организациями области. Сотрудничество с ними заключается, прежде всего, в заключение договоров об организации практики и дальнейшем трудоустройстве наших выпускников. В настоящее время таких договоров заключено более 260.

МГТУ взаимодействует с крупнейшими предприятиям области, потенциальными работодателями наших выпускников. В числе наших партнеров крупнейшие отраслевые предприятия и профессиональные общественные организации, такие как Мурманское морское пароходство, Союз рыбопромышленников Севера, Кольская ГМК, Федеральная сетевая компания, Кольская АЭС, Атомфлот, Ковдорский горно-обогатительный комбинат, ОАО "Апатит", Атомэнергоремонт.

Хорошо зарекомендовали себя и такие формы работы, как приглашение работодателей на процедуры защиты дипломных проектов, в ходе которых, что называется, можно показать и увидеть товар лицом. У выпускника есть возможность показать себя с лучшей стороны (своего рода самореклама) перед потенциальным работодателем.

Процент трудоустройства наших выпускников уже на протяжении многих лет остается одним из самых высоких в регионе.

Заполярные ноу-хау

– МГТУ известен своей научно-инновационной деятельностью. Расскажите о последних разработках специалистов университета. Какие из этих разработок уже внедрены, а какие наиболее перспективны в этом отношении? Проявляет ли бизнес к ним интерес?

– Российская высшая школа традиционно базируется на неразрывном единстве образования и науки. Инновационная деятельность университета тесно связана с научными поисковыми исследованиями. Мы стремимся развивать нашу внутривузовскую науку, так как научные исследования способствуют повышению качества образования.

Специалисты МГТУ выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования, результатами которых являются объекты интеллектуальной собственности: патенты, программы для ЭВМ, базы данных, ноу-хау, научные публикации. Еще два направления этой работы – генерирование инновационных идей и выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) по договорам с предприятиями. В списке нашей научно-технической продукции насчитывается около 50-ти готовых разработок, университет поддерживает более 20 патентов, 234 программы имеют авторские свидетельства. Естественно, бизнес-сообщество области очень заинтересовано в подобной работе. За 2014 год заключено более 40 договоров с предприятиями и организациями, из которых доля предприятий рыбной промышленности более 70 процентов. Для поддержки научной и инновационной работы в университете создан целый ряд лабораторий и центров. В их числе инновационно-технологический центр, Центр поддержки технологий и инноваций, центр коллективного пользования "Физико-химические методы исследования", учебно-экспериментальный цех, центр исследований сырья и пищевой продукции, лаборатория методов контроля и дефектации металлов.

Сейчас активно обсуждаемая тема – это перспективы коммерческого использования Северного морского пути, где, с одной стороны, очевидные выгоды с точки зрения длительности и времени прохождения, с другой, сложнейшие геофизические условия мореплавания, обеспечение безопасности которого не возможно без современных средств радиосвязи и радионавигации. В МГТУ, где имеются серьезные научные заделы в данной области, были запатентованы новаторские прикладные разработки "Способ квазитрансавроральной радиосвязи в ДКМВ диапазоне", который используется для повышения надежности дальней радиосвязи и "Способ определения местоположения объекта", увеличивающий точность навигации в периоды полярных сияний. Кроме этого, нашим специалистам удалось усовершенствовать существующий парк антенн. Это позволило увеличить их эффективность и без значительных затрат повысить дальность и качество работы радиолиний. Технические решения по этому вопросу, чтобы официально оставить приоритет за университетом, уже оформляются для патентования. Эти работы были поддержаны грантом Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), были разработаны и изготовлены комплексы для исследования влияния погоды полярного геокосмоса на работу спутниковых навигационных систем и совершенствования радиосвязи в Арктике, а также для задела на перспективу. Любопытен тот факт, что именно мурманчане стали первооткрывателями специальных антенных насадок-адаптеров для использования в домашних Wi-Fi беспроводных радиосетях, чтобы повысить их эффективность работы и уменьшить воздействие СВЧ излучений на постоянно находящихся в электромагнитном "смоге" людей. На них также получено 4 патента.

Очень интересным и перспективным научным направлением, реализация которого прорабатывается на базе нашего ведущего научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии ПИНРО им. Н. М. Книповича является проект "Биопроспектинг в Арктике". Биопроспектинг (морской арктический биопроспектинг) является новым перспективным направлением научной и промышленной деятельности, способствующим развитию инновационных технологий, основанных на использовании уникальных генетических свойств арктических организмов. Считается, что организмы, обитающие в экстремальных условиях арктических морей, сформировали генетически закрепленные адаптации, которые обеспечиваются уникальными химическими соединениями. Выявление химических агентов, обладающих полезными для человека свойствами, расшифровка их структуры и дальнейший лабораторный и промышленный синтез являются основной целью биопроспектинга.

Море ждет молодых

– Известный во всем мире парусник "Седов", судовладельцем которого является МГТУ, уже давно стал "визитной карточкой" университета. С какими результатами для него закончился 2014 год? Где ему предстоит побывать в 2015 году? Каково состояние парусника?

– Судно с конца ноября находится в плановом ремонте на судоремонтном заводе в городе Светлый Калининградской области. Состояние судна, несмотря на его солидный возраст (в следующем 2016 году ему исполнится 95 лет), хорошее. Это заслуга Росрыболовства (нашего учредителя), которое выделяет средства на плановые ремонты и, конечно, команды, для которой барк "Седов" уже давно стал вторым домом, который они любят и лелеют как родной. Надо сказать, что барк "Седов" в буквальном смысле завораживает. Что-то есть в нем настолько притягательное, что если ты на нем хоть раз побывал, он уже тебя не отпускает, и держит какими то невидимыми нитями.

Что касается планов на 2015 год, то уже в конце февраля судно выходит в учебный рейс, приуроченный к празднованию 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Окончанием рейса станет заход в город-герой Мурманск 8 мая 2015 года и участие "Седова" в торжествах, посвященных Дню Победы. В дальнейшем запланированы еще два учебных рейса. Наш парусник примет участие в международной регате, парусных фестивалях, а также побывает на всемирной выставке ЭКСПО – 2015, которая пройдет в итальянском городе Генуя, а затем в рамках года России в Монако посетит это гостеприимное княжество.

В 2014 году (за 8 месяцев плавания) УПС "Седов" было пройдено 21 385 морских миль. За это время на борту судна прошли морскую практику 300 курсантов и 24 юнги морских клубов и школ России. "Седов" посетил множество зарубежных портов Германии, Испании, Франции, Болгарии, Румынии, где экипаж и курсанты достойно и с гордостью представляли флаг России, демонстрируя всему миру дружественность и открытость. Наш парусник принял участие в международной парусной Черноморской регате, где занял достойное 6 место среди 17 участников. Здесь надо отметить, что Черное море – это не те просторы, где крупнейшее в мире четырехмачтовое судно может показать себя во всей красе. Он очень хорошо себя чувствует на океанских просторах. Недаром его относят к классу так называемых "винджаммеров" (windjammer – буквально "выжиматель ветра"). Благодаря своему мощному парусному вооружению (энергия ветра 8 000 л.с.) он способен развивать скорость до 18 узлов. Кстати, именно УПС "Седов" принадлежит официальный рекорд скорости для данного типа судов.

– Насколько популярны среди молодежи Заполярья морские специальности? Многие ли сегодня хотят стать рыбаками и посвятить свою жизнь этому нелегкому труду?

– Мурманск – это традиционно морской город. Считается, что он строился именно на деньги флотов Северного бассейна. Поэтому морская отрасль для нашего города является не только градообразующей, но и судьбоносной. Вот почему всегда будут молодые люди, которые будут бредить морем и связывать свою судьбу с морскими профессиями. Кто-то, продолжая семейные династии, кто-то, начиная их. Будут и те, кто пойдут в море, чтобы заработать. Поэтому, на мой взгляд, вопрос популярности морских профессий следует искать не в молодежи, а в престиже самой профессии моряка и рыбака. И если рассматривать этот вопрос именно с этой точки зрения, то определенная девальвация престижа профессии моряка, если сравнивать с советскими временами, конечно произошла. Думаю, это не является большим секретом для тех, кто понимает. Мы это чувствуем и по снижающему количеству и качеству (здесь речь идет о среднем бале ЕГЭ) контингента поступающих на морские специальности. Другой вопрос, что уже и не требуется такого количества специалистов, как в былые времена. Потому что рыбопромысловый флот стал другим, как в качественном (современное рыбопромысловое оборудование, автоматизированные фабрики), так и количественном отношении. Если в советские времена на территории области работало 12 добывающих и приемотранспортных флотов, три судоремонтных предприятия. Общее количество работающих на Северном бассейне судов рыбопромышленного флота составляло боле 1500 единиц. То сегодня на балансе мурманских предприятий осталось чуть больше 200 рыбодобывающих судов. Причем для того чтобы выловить полностью годовую квоту достаточно 60-ти судов. Несмотря на то, что судовладельцы значительные средства направляют на поддержание судов в хорошем техническом состоянии, сохраняется тенденция старения флота. Средний возраст судов – более 25 лет. Поэтому романтика романтикой, деньги – хорошо, но тяжелые и некомфортные условия работы на старых судах для молодых часто становятся теми определяющими факторами, которые перекрывают даже материальные стимулы в виде относительно высоких заработков, которые сегодня имеют рыбаки. Тем не менее, в целом, могу твердо об этом сказать, молодежь не потеряла интерес и стремление работать в море. Поэтому в следующем году мы будем не только вести прием по традиционным специальностям, но и расширять список направлений подготовки морских специалистов. Планируем набирать судоводителей по профилю "судовождение морских плавучих буровых установок". Убежден, что морской инженер всегда будет в топе самых востребованных профессий, а значит МГТУ навсегда сохранит высочайшее качество и традиции морского инженерного образования, накапливая и передовая уникальный опыт в деле подготовки высококвалифицированных кадров для рыбной промышленности и новых перспективных отраслей экономики морепользования региона.

Источник: mstu.edu.ru
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>