На импортном крючке. Даже новый закон о рыболовстве вряд ли снимет отрасль с мели
В начале октября в Госдуме должно пройти второе чтение поправок в закон о рыболовстве. Против него дружно выступают и чиновники, и независимые отраслевые специалисты. Закон, по их мнению, ничего в нашем рыбном хозяйстве не изменит, а оно в России уже дошло до ручки. Наши граждане, живя в стране с бесчисленными реками и озерами, омываемой к тому же 13 морями, потребляют рыбопродуктов втрое меньше, чем установлено общемировым стандартом. Даже в традиционно "рыбных" регионах люди питаются в основном глубоко замороженным импортом.
Мировой стандарт потребления рыбы составляет 35 кг на человека в год. В некоторых странах он значительно выше: обычный японец, к примеру, ежегодно съедает 65 кг рыбопродуктов. Россиянин же, по данным статистики, потребляет в год не более 12 кг рыбы. Это результат того, что рыболовство стоит у нас на грани краха. По данным специалистов, годовой вылов рыбы даже в начале 90-х годов, когда вся экономика страны лежала на боку, составлял около 8 млн. тонн. Сегодня – не больше 3,5 млн.
Эй, на судне
Главная причина чудовищного положения дел в отрасли – более чем плачевное состояние отечественного рыболовецкого флота. Чтобы быть конкурентоспособной, России необходимо обзавестись атомными плавучими станциями, каждая из которых стоит порядка 450 млн. евро. "Их нужно около десятка, чтобы мы смогли присутствовать в Мировом океане, а те траулеры, которые есть, не способны поднять со дна даже морскою креветку", – сетует эксперт по потребительскому рынку Надежда Геращенко.
Если Россия, стоящая на третьей позиции в мире по запасу водно-биологических ресурсов, не будет осваивать хотя бы 200 их видов, страну могут потеснить в ее же экономической зоне. За пределами таможенной 12-мильной зоны это, собственно, уже и происходит. "Во всяком случае, это абсолютно открытая информация: гонконгские компании получают от своего государства около 800 млн. долларов именно для того, чтобы скупать рыбу в России", – подтверждает президент крупной рыболовецкой компании Надежда Копытина.
В результате в наших магазинах стоят на полках импортные консервы – продукты конечной переработки той рыбы, которая выловлена в российских водах. По словам главы Росрыболовства Андрея Крайнего, в структуре отечественного рынка рыбы и биоресурсов примерно 35% приходится на импорт. Однако, если внимательно приглядеться, получится, что завозные продукты имеют вполне российское происхождение.
Такая ситуация вполне закономерна при существующих правилах вылова и доставки рыбы в Россию. Как рассказал "НИ" президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Юрий Кокорев, сегодня государство не выделяет вообще никаких субсидий рыбакам. "Нам объясняют это тем, что в ВТО, в которое мы даже не вступили, не положено выделять субсидии на рыбный промысел. Правда, почему-то Китаю, члену ВТО, это не мешает дотировать своих рыбаков", – посетовал эксперт.
К тому же, по его мнению, налоги, подлежащие уплате в российских портах, неоправданно высоки. "20% – НДС, 5% – пошлина. Флот даже не заходит в порт", – констатирует г-н Кокорев. Заходить, заметим, себе дороже и по деньгам, и по времени. Для сравнения: в Норвегии на все процедуры проверки судов и оформления выгрузки продукции тратится 1,5 часа, а в порту Мурманска – от 24 до 72 часов. А рыба, как известно, второй свежести не бывает.
Вчера, но по пять
Впрочем, о какой свежести мы говорим. Большинство поставляемых даже на столичные прилавки морепродуктов заморожены до состояния исторической окаменелости. Между тем, как отмечают эксперты, даже во внутренних, далеких от воды регионах Европы 90–95% рыбы продается свежей, и лишь 5–10% замороженной. В Москве – порту пяти морей – все "с точностью до наоборот": свежей рыбы на прилавках от силы 10%. Как правило, это карп, выращиваемый в небольшом количестве в подмосковных садках. В Москве – порту пяти морей – все "с точностью до наоборот": свежей рыбы на прилавках от силы 10%. Как правило, это карп, выращиваемый в небольшом количестве в подмосковных садках. Есть охлажденный лосось, еще средиземноморские запредельно дорогие дорадо и сибас – довозят же! Все остальное – счастливая случайность на наших прилавках.
Никто не спорит: транспортировка свежей рыбы на большие расстояния – весьма затратный бизнес. Если речь идет о живом продукте, в цистернах перевозится, по большому счету, не рыба, а вода. А если к тому же в погоне за выгодой поставщик нарушает нормы концентрации рыбы в цистерне, то до цели доезжает полумертвая задохнувшаяся рыба, не способная прожить в магазинном аквариуме и нескольких часов. Но ведь технологии охлаждения давно уже действуют во всем мире, и далекие от морей и рек страны и регионы ими с успехом пользуются.
Ведь в случае глубокой заморозки многие витамины и аминокислоты, жизненно необходимые человеческому организму и содержащиеся исключительно в морепродуктах, неминуемо гибнут. Свежая же рыба, по словам замдиректора по научной работе Института питания РАМН Александра Батурина, незаменима в рационе. "В ней содержатся многие уникальные аминокислоты, которых нет в животном мясе, – поясняет ученый. – Мы убедительно призываем снижать потребление животного жира, заменяя мясо рыбными продуктами. Поэтому мы бы только приветствовали увеличение потребления свежей рыбы в стране".
Ведомственные браконьеры
Когда говорят о самых острых проблемах отрасли, непременно вспоминают о браконьерстве. Масштабы его в последние годы действительно колоссальны. Так, по данным экспертов, от 30 до 35% потребляемой нами рыбы добыто незаконным путем. При этом современный российский браконьер добывает свой товар не острогой при свете фонарика, а в промышленных масштабах. У нынешних незаконных ловцов есть свои покровители и даже персональные квоты. Глава Росрыболовства Андрей Крайний признал недавно: "У нас в стране не существует неорганизованного браконьерства – все браконьеры чьи-то: Россельхознадзора, МВД, ФСБ и любых других ведомств".
Хваленая спутниковая система контроля за судами ГЛОНАСС, призванная обнаруживать браконьерские лодки, на практике функционирует из рук вон плохо. Как рассказал г-н Крайний, информация в системе зачастую не соответствует действительности: "Иногда мы видим, что, если верить координатам, судно идет по суше". Бояться же браконьерам нечего: они всегда готовы заплатить штраф, который, как правило, составляет от 2 до 5 тыс. руб. Игра стоит свеч: "не пойманный" чиновниками незаконный улов оценивается в десятки, а порой в сотни тысяч долларов.
Антирыбный закон
Положение к концу депутатских сроков решила поправить Госдума, уже принявшая поправки в закон о рыболовстве в первом чтении. В парламентском комитете по бюджету и налогам, где родился законопроект, "НИ" сообщили, что он позволит "сделать рыбное хозяйство значительно более эффективным, укрупнить и обновить флот, развивать береговую переработку. Депутаты полагают, что после принятия поправок у рыболовов появится возможность закладывать или передавать квоты на добычу кому-либо по договору.
Правда, по уверениям отраслевых специалистов, эти поправки не улучшат дела, а окончательно добьют рыбный промысел. В лучшем случае они ничего не изменят в плачевной ситуации. Как пояснили "НИ" в ВАРПЭ, существовавшую до 2004 года практику продажи квот на вылов с аукциона депутаты предлагают фактически возобновить. По мнению отраслевых экспертов, такие меры в небогатых регионах, по сути, лишают рыбаков, не имеющих денег на покупку квот, их конституционного права на труд и вынуждают заниматься браконьерством.
Отраслевики ждали от законодателей совсем другого. Суть предложений самих рыболовов сводится к двум главным шагам: отменить ограничения прибрежного вылова в 12-мильной зоне и снизить налоговое бремя. Отрасль облагается налогами, общими для агропромышленного комплекса. Но сельское хозяйство получает от государства субсидии, а рыбаков оно обкладывает дополнительными пошлинами. Помимо этого, убеждены специалисты, отрасль должна регулироваться более оперативно. "Сегодня все вопросы, даже самые незначительные, решаются правительством. Помимо этого, решения по ним проходят согласования во множестве органов, в которых зачастую вообще ничего не знают о сути вопроса", – считает Юрий Кокорев.
Чиновники тоже считают отрасль зарегулированной, но решать эту проблему они предлагают путем создания единого ведомства, которое будет заниматься рыбным хозяйством. "Сегодня, по разным подсчетам, этими занимается от 16 до 18 ведомств, — подсчитал Андрей Крайний. – Понятно, когда чересчур много контролеров и надзирателей, никто не отвечает за результат".
{{countTopicsText}}
{{post.body_processed}}
Сообщение
Нажмите здесь, чтобы написать ответ
ИНН: 7807271795
Форт Норд, ООО
ИНН: 7810088239
Водные биоресурсы, ООО
ИНН: 7735153790
Открытие, ООО
ИНН: 9725153882
Дикий Улов, ООО
ИНН: 7802340124
Упаковка, ООО
ИНН: 7715857830
НАТАЛИ (1990), ООО
ИНН: 5009098656
ТИХРЫБКОМ Магаданские Морепродукты, ООО
ИНН: 5007103702
Фуд Тим, ООО
ИНН: 4025451411
Старомихайловский РПК, ООО
ИНН: 1005080636
Натуральный Продукт, ООО
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки