На траулерах-рыбозаводах растет популярность практики производства продукции в розничной упаковке
Всем известно, что рыбу сейчас перерабатывают в море и, как правило, рыбу на борту судна замораживают. Однако в последнее время на рыбозаводах устанавливают целые линии для переработки с полным циклом, при этом продукцию можно даже упаковывать напрямую для розничной продажи.
Французский траулер рыбозавод Joseph Roty II является единственным рыбозаводом такого рода в Европе. В частности, завод ведет промысел путассу (Micromesistius poutassou) в северной Атлантике и перерабатывает ее на борту в сурими.
Судно 90,5 метров принадлежит компании Compagnie des Peches Saint Malo. Траулер оснащен двумя линиями полного цикла Alpha Laval Surimi Alpha Plus 2500, которые позволяют производить сурими полностью от фарша до основы для сурими. При этом управление полностью компьютеризировано. Мощность производства данного траулера - 50 тонн в день.
Линии для переработки оснащены двумя декантирующими центрифугами Alpha Laval MRNX 438 для конечного отделения сурими от воды при мытье.
При отделении воды используются центрифуги Alpha Plus вместо вращаемых экранов и прессов используемых традиционно. Центрифуги сокращают процесс переработки на несколько этапов и позволяют увеличить выход продукции. Кроме этого, сурими, которое производится на машинах Alpha Plus, отличается высоким качеством.
Траулер-рыбозавод Joseph Roty II был построен в 1974 году. На переоборудование судна с целью повышения его производственной мощности было потрачено 10 млн. евро (14,6 млн. долларов США). В настоящее время на судне круглосуточно работают две линии по переработке сурими, при этом в день производится в среднем 35 тонн сурими.
На палубе рыбу сортируют на конвейере, а затем каждая рыба помещается в отдельный слот головой вниз для последующей переработки на идентичных линиях. Процесс полностью контролируется на компьютерах. Головы, хвосты и внутренности удаляются, затем срезается филе и рыбу обесшкуривают.
Для филетировки рыбы используются машины VMK, каждая из которых может нарезать 185 филейчиков в минуту. Отсортированное филе затем перемалывают в фарш, фарш моют и пропускают через центрифугу для удаления 90% воды. После этого массу моют еще раз при температуре 4 градуса С, при этом насос постоянно работает поставляя массу в декантирующие центрифуги для обезвоживания. Эти декантирующие центрифуги способны обрабатывать до 1200 кг базы сурими в час.
Масса сурими затем смешивается с сахаром во избежание денатурализации и замораживается на подносах по 10 кг.
Замороженную базу для сурими затем отправляют на завод компании Compagnie des Peches в Сент-Мало, где сурими перерабатывают уже до конечного продукта, который в свою очередь развозится по магазинам и супермаркетам Франции.
Вакуумная система
Очень успешно используется на борту датская система Iras PV (PV означает давление и вакуум) предназначенная для мягкой транспортировки рыбы.
Многие суда, ведущие промысел пелагических видов рыб используют такие системы при внутренней транспортировке рыбы, например, рыбы с борта судна на перерабатывающий завод.
В последнее время вакуумную систему стали использовать для внутренней подачи рыбы к филетировочным машинам, которые обычно установлены на траулерах для переработки мелких пелагических видов рыб. Недавно компания Iras поставила такие системы в несколько исландских компаний таких как: Samherji, Isfelag и Saeblom.
В частности, траулер Gudmundur компании Isfelag был оснащен пятью таким системами Iras для вакуумной подачи рыбы, которые имеют единый блок питания. Компания Isfelag купила 2 аппарата PV 2800 с двумя блоками питания для внутренней транспортировки рыбы на борту судна, а также подающие вакуумные аппараты для обслуживания филетировочных машин VMK.
Подающие вакуумные аппараты Iras обладают, по словам производителей, рядом преимуществ. В частности, они отличаются компактностью, что очень важно в условиях судна, не требуется больших затрат на обслуживание аппарата, кроме этого, данную систему легко чистить. Этот факт также очень важен, поскольку в наше время чистка ленты конвейера уже требует больших затрат.
Система Iras работает по следующей схеме: рыба, предназначенная для переработки, опускается в вакуумный танк, который закрывается с помощью специального клапана, образуя вакуум. Затем рыба под воздействием силы тяжести опускается в подающий танк для филетировочных машин. Устройство оснащено автоматическими сенсорными сигналами, которые показывают достаточное ли количество рыбы в танке.
Как отмечают в компании, первоначально в данных аппаратах использовали воздействие давления и вакуума, однако позже специалисты пришли к выводу, что достаточно только вакуумного воздействия. При этом, если учесть, что один блок питания может обслуживать до пяти танков, это очень выгодное и экономичное решение.
Льдогенераторы
В ассортименте машин Scotsman MAR компании Hubbard Ice представлены различные машины для изготовления льда (например, льдогенератор для чешуйчатого льда Scotsman MAR Scale Ice), которые используются как на береговых предприятиях, так и на борту.
Машина состоит из компактных раздельных частей с встроенным испарителем из нержавеющей стали, наличие стальной рамы и задней панели облегчает ее чистку.
Специально для использования на борту судна аппараты Scotsman MAR производятся из специальной стали AISI 316, которая не подвержена коррозии, а система распределения воды разработана специально для работы на нестабильном море.
Лед, производимый аппаратами, представлен в различных формах, однако наибольшей популярностью пользуется чешуйчатый лед.
Машины Scotsman MAR производят чешуйчатый лед толщиной 2 мм, именно такой размер пользуется наибольшим спросом в рыбной индустрии в настоящее время.
В супермаркетах также наибольшей популярностью пользуется именно такой лед для выкладки товара. В результате, такой лед тает медленнее, чем обыкновенный и рыба дольше хранится на прилавках, сохраняя внешний вид.
В ассортименте компактных моделей Scotsman MAR представлены также конденсирующие аппараты, которые охлаждаются с помощью воды или воздуха с полугерметичными компрессорами на более крупных моделях.
Ассортимент машин Scotsman MAR Freshwater Scale Ice для производства чешуйчатого льда из пресной воды включает в себя 6 интегрированных аппаратов с производительностью от 426 до 2450 кг в день, плюс еще 5 моделей раздельного типа (сплит-система), которые можно подключать к центральной системе охлаждения или дистанционному конденсирующему аппарату. Производительность этих машин варьируется от 570 до 2450 кг в день (пресная вода).
Все машины оснащены испарителем, теплообменником, расширительным клапаном, соленоидным клапаном, EPR клапаном, смотровым окошком и электронным пультом управления.
Для установки на борту судна существует спецификация для изготовления льда из пресной воды (с мощностью 1000 кг и 2200 кг), а также льда из морской воды (с мощностью 850 кг и 1800 кг).
Машины спроектированы таким образом, что их легко обслуживать и ремонтировать прямо на месте, кроме этого, аппараты легки в управлении.
Аппараты компании имеют сертификат Совета Европы, соответствуют требованиям RoHS (Ограничения использования опасных веществ в электронном оборудовании)и WEEE (директивы об утилизации электрического и электронного оборудования). Кроме того, аппараты были успешно протестированы в лабораториях RINA и DNV.
В целом на сайте компании Hubbard (http://www.industrialice.co.uk/) представлено более 40 спецификаций различных льдогенераторов, кроме этого, посетители сайта могут легко связаться с техническим отделом компании для получения подробной консультации и помощи.
Розничная упаковка на борту
Датский траулер близнецового кормового траления был спроектирован для заморозки и упаковки норвежских омаров или лангустинов (Nephrops norvegicus). Недавно траулер присоединился к шотландскому флоту в порту Питерхед.
Судно Opportunus IV предназначено для добычи креветок и различных видов белых видов рыб. Ожидается, что судно будет регулярно выгружать креветок морской заморозки упакованных в маленькие коробочки, которые складываются в большие картонные короба для экспорта в различные страны континентальной Европы.
При переработке на борту судна важно соблюдать технологии для достижения высокого качества. Таким образом, основной задачей было добиться достижения высокой гигиены на борту на том же уровне, как и на современных заводах по переработке.
Так, секция выгрузки-погрузки на корабле расположена на главной палубе от борта до борта, там же расположена навесная палуба, облицованная панелями, которые легко мыть.
В этой ситуации основной задачей было оптимизировать эту систему.
Короткий поднятый конвейер транспортирует рыбу из зоны погрузки-выгрузки на более длинный конвейер, на котором рыба сортируется. Два ряда по семь сортировочных баков расположены параллельно главному конвейеру на стороне правого борта.
На более низких баках встроены интегрированные секторы для мытья рыбы и креветок, отсюда рыба через вертикальные скользящие двери поступает в корзины на палубе по правому борту.
После того как баки освобождаются сюда снова поступает партия рыбы с верхних баков для мытья.
Круглая рыба помещается на лоток, который соединяет главный конвейер и баки для сортировки, прежде чем рыбу поместят в отдельную секцию для мытья потоком воды.
Кроме этого, можно использовать для дальнейшей сортировки (креветки/хвосты) подвижные желоба, по которым рыба попадает в корзины расположенные по сторонам конвейера.
Все конвейеры работают на электричестве и подчиняются единому центру управления.
После этого рыба поступает в баки для мытья и охлаждения расположенные по правому борту в секторе погрузки-выгрузки. Затем креветки и лангустины поступают на сортировку для заморозки и упаковки в картонные коробки розничного размера. Затем коробки упаковываются в более крупные короба для хранения в морозильном трюме.
После того, как рыба взвешивается на весах Marelec W50/D41, корзины с рыбой/хвостами с помощью специального аппарата AL-Vac спускаются в трюм, аппарат представляет собой платформу на вертикальной подушке, механизм которого работает в зависимости от веса рыбы.
В трюме хранения рыбы площадь в 95 куб. метров поделена в пропорции 20/80 с морозильным трюмом, который расположен в носовой части трюма для охлажденной продукции. Такое размещение помогает более гибко реагировать на требования рынка.