Неблагоприятные перспективы внутреннего рынка минтая
Как заявил президент Ассоциации рыбодобывающих предприятий Приморья (АРПП) Дмитрий Глотов, в 2006 году на Дальневосточном бассейне 80% минтая ушло на внешний рынок, в 2007 году, по прогнозам экспертов АРПП, могут уйти все 100%.
Об этом пишет ЭКСПЕРТ.
Из добываемого 1 млн тонн минтая производится около 40 тыс. тонн филе и около 100 тыс. тонн «минтая б/г» для внутреннего рынка, а остальное экспортируется в виде сырья.
Добавленная стоимость, которую получает Китай от экспорта в Европу филе минтая, не имея ни одной тонны собственного улова этой рыбы, по расчетам АРПП, достигает 100–150%, занимаемая им доля европейского рыбного рынка — 70%.
Россия же, в чьем распоряжении имеется разнообразная сырьевая база рыболовства (доля в мировом вылове трески — 35%, минтая — 32%, сельди — 20%, лососевых — 12%, скумбрии — 7%), не только почти не присутствует на мировом рынке конечных продуктов глубокой переработки, но и с пугающей быстротой сдает свои позиции на внутреннем рынке.
Импорт
За пять лет доля импорта, по данным Минсельхоза, выросла с 10% до 40%, и темпы, судя по всему, нарастают. «В 2006 году рост импорта составил девяносто процентов и достиг миллиона ста тысяч тонн», — говорит заместитель министра сельского хозяйства Владимир Измайлов.
Китайские производители захватывают российский рынок, предлагая высокие цены на сырье (1200 долларов за тонну) и низкие — на готовую продукцию (1900 долларов за мороженое филе в порту Санкт-Петербурга). Они могут себе это позволить, потому что им помогает государство: за счет налоговых льгот и субсидий, мгновенного возврата довольно высокого НДС (18%) и 30−процентного дотирования экспорта. Для российских производителей такой дисбаланс цен приводит к тому, что им просто невыгодно делать филе, потому что у них покупают обезглавленную рыбу по более высоким ценам.
«Дальнейший поворот сюжета предугадать несложно, — считает генеральный директор рыбоперерабатывающего агрохолдинга “СП-Холод” Александр Мартынов. — Китайские производители, став основными покупателями и переработчиками сырья, забирают по высоким ценам практически весь основной объем минтая, трески и еще ряд позиций. А потом их государство им скажет: “Ну что, встали на ноги с нашей помощью? Встали. Ну а теперь мы у вас не всю помощь, но хотя бы часть отберем”. И те, недолго думая, снизят закупочные цены на сырье и поднимут — на готовую продукцию. А поскольку покупатель всегда прав, в первую очередь они ударят по рыбакам, снизив закупочные цены. И рыбаки окажутся беззащитны. Финансово. Ведь в России-то перерабатывающих предприятий почти нет».
По мнению экспертов, все это может произойти уже в ближайшее время. «Китайцы внедрятся на рынок, разорят наше производство, а потом начнут разбираться с рыбаками и диктовать им свои условия, — уверен Владимир Измайлов. — Это же закон монополии. И очень скоро случится еще один кризис: рыбаки перестанут ловить рыбу, потому что цены, которые им продиктуют китайцы, не окупят даже затрат на топливо. Рыбу будет ловить так же невыгодно, как сейчас — заниматься ее переработкой. Россия станет сырьевым придатком Китая. Рыболовецкий флот развалится окончательно, и рыбу будет ловить кто угодно, только не мы».






















