Некоторые особенности ситуации с условиями японского промысла лосося в зоне России в нынешнем году
После поступления первых сообщений о подписании на предыдущей неделе соглашения по условиям японского морского промысла в экономической зоне Российской Федерации в 2009 г. появились и сообщения о том, что окончательное согласование условий этого промысла было отложено на неопределенный срок и что главной причиной этого стало сильное недовольство японских рыбопромышленников уровнем платы за право промысла на фоне низкого уровня сдаточных цен на продукцию начавшегося в середине апреля морского промысла лосося в экономзоне Японии. Такая информация поступила в https://www.fishnet.ru/ с российского ДВ со ссылкой на японские источники по состоянию на 28.04.2009 г.
Судя по первоначальным сообщениям, заявки на участие в промысле в российской зоне подали 16 среднетоннажников и 15 малотоннажных судов класса 19 т, при этом суммарная квота для японских судов была определена в размере 6880 т, из которых на каждое среднетоннажное судно должно было прийтись 280 т, а на каждое малотоннажное - 160 т. Размер платы за право промысла для среднетоннажников был определен в размере 308-309 иен/кг, для малотоннажников - 304 иены/кг.
Сообщается, что размер платы за право промысла вызвал наиболее серьезное недовольство со стороны рыбопромышленников и особенно со стороны малотоннажных судов, которые испытывают большие проблемы с выбором квот нерки как наиболее ценного объекта. В принципе сокращение квот могло бы дать шансы на повышение уровня сдаточных цен, однако ситуация со складскими запасами почти лишает промысловиков таких надежд. Объем перешедших с прошлого сезона запасов небольшой, но медленно реализуется наиболее дорогая продукция, что утверждает промысловиков в мысли о нереальности расчетов на высокий уровень сдаточных цен и рискованности участия в промысле в зоне России при таком уровне платы за право промысла.
Однако, несмотря на сообщения о затягивании процесса окончательного согласования условий промысла, департамент рыболовства Японии в понедельник подтвердил информацию о том, что соглашение было подписано 24 апреля. В официальном заявлении было подтверждено, что к участию в промысле лосося в зоне России будет допущено 31 судно против 43 в прошлом году и общая квота сокращена на 29% и составляет 6,88 тыс.т. но при этом квота нерки оставлена в размере 3,0 тыс.т и ее доля в суммарной квоте увеличена с 31% до 44%, тогда как квоты всех других видов значительно сокращены. Квота кеты сокращена с 6339,1 т до 3591 т, квота горбуши с 218,5 т до 155 т, квота кижуча - с 84,8 т до 64,2 т, квота чавычи - с 92,6 т до 69,8 т.
Урезаны и размеры квот, приходящиеся на каждое малотоннажное судно, заявленное к участию в промысле. Квота составляет 160 т на судно против 180 т в прошлом году, тогда как квота для среднетоннажников, которые имеют больше возможностей для промысла нерки, особенно в районах к востоку от Камчатки, увеличена с 275 т до 280 т.
Не подтверждено, однако, то, что суммарный размер платы за право промысла оставлен без изменения. В сообщении департамента рыболовства Японии указывается, что размер платы в сезоне 2009 г. составляет 2,1 млрд.иен против приблизительно 2,9 млрд.иен в прошлом году, то есть сокращение составило приблизительно 27,6%. В пересчете на судно размер платы действительно составляет около 309 иен/кг для среднетоннажников и 304 иены/кг для малотоннажников. В прошлом году размер посудовой платы был единым, составляя 307 иен/кг.
Отмечается, что проблема с размером квоты нерки была по сути ключевой для японских рыбопромышленников, которые высказывали серьезное недовольство условиями соглашения, заявляя о том. что ни кета, ни другие виды лосося не могут гарантировать участникам промысла рентабельность работы в российской зоне. Теперь же после поступления информации о сохранении размера квоты нерки настроения в среде рыбопромышленников должны поменяться в лучшую сторону. Но, как подчеркивается, только в среде тех, которые выставляют на промысел среднетоннажные суда, поскольку существенного улучшения условия для промысла малотоннажных судов не произошло ни в плане размера квот нерки, ни в плане размера платы за право промысла.
Относительно сроков выхода японских судов на промысел в зону России ничего конкретного пока не сообщается. По-видимому, какая-то конкретика появится после получения участниками промысла разрешений. На данный момент специалисты рынка считают, что выход на промысел произойдет во второй декаде мая.
Относительно хода сдач продукции японского морского промысла лосося в зоне самой Японии, который начался приблизительно с середины апреля, сообщается, что 27 апреля темпы сдач в портах Восточного Хоккайдо заметно ускорились, но, вопреки опасениям, это не привело к быстрому снижению уровня сдаточных цен, более того, по отдельным позициям было отмечено даже некоторое повышение уровня цен. В п.Хабомаи в понедельник сдаточные цены на свежую весеннюю кету сорта АВ сформировались в диапазоне 830-930 иен/кг, диапазон цен на сорт Р составил 600-650 иен/кг, а на сорт С - 490-530 иен/кг. В п.Ханасаки цены на сорт АВ были заметно выше, в диапазоне 860-1050 иен/кг, а особых отличий в уровнях цен на другие сорта не было отмечено.
По сравнению с ценами сдач на предыдущей неделе цены на сорт АВ практически не изменились, а цены на сорт Р несколько поднялись. Местные оптовики считают, что некоторое укрепление цен произошло за счет достаточно активных закупок со стороны тех пользователей, которые имели соответствующую программу действий на период праздничной «золотой недели». Но в целом ценовая ситуация по-прежнему оценивается как не очень благоприятная для рыбопромышленников, поскольку за исключением кратковременных периодов подъема активности спроса оптовики и розничная торговля постоянно требуют низких с точки зрения рыбопромышленников цен.