Неоднозначные перспективы российского рыбного хозяйства в условиях присоединения к ВТО
Об этом заявил ведущий научный сотрудник ОАО «ВНИЭРХ» Бобылов Ю.А.,к.э.н. на
Второй Международной Специализированной Конференции «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ НА РЫНКЕ МОРЕПРОДУКТОВ РОССИИ».
Так, с учетом нарастающего импорта норвежских аквакультурных форели и лосося намеченное снижение ввозной ставки с 10 до 3% несет особенно большие угрозы для сектора аквакультуры в Мурманской области и Карелии. Этот импорт, достигший 60-80 тыс. тонн в год, подрывает финансовое положение тех российских товаропроизводителей, которые пытаются расширить свой бизнес в этой сфере.
Одной из защитных мер по обеспечению биологической безопасности населения России может быть ужесточение требований к качеству пищевых товаров, в том числе мясных и рыбных. Речь идет о необходимости ограничений импорта генно-модифицированных продуктов (ГМП).
По оценкам экологов, 60-70% потребляемых в России продуктов мясопереработки, детского питания, хлебобулочных изделий содержат трансгены.
В этой связи следует иметь в виду растущие биоугрозы потребителям от использования в Норвегии и других странах трансгенных технологий при производстве лосося и форели.
Так, ученые и исследователи Канадского центра рыболовства и океанов установили, что генетически модифицированный лосось может расти почти в 25 раз быстрее, чем его природный собрат. При этом ученые выяснили, что от дикого лосося трансгенный отличается не только ускоренной выработкой в организме гормона роста. Генетически модифицированная рыба также является гораздо более агрессивным хищником.
Отсюда проблема введения защитной повышенной ставки на импортируемые ГМП вообще и, в частности, генно-модифицированный лосось. При такой идеологии, действующие таможенные ставки (10%) и снижаемые при присоединении к ВТО (3%) не должны относиться к генно-модифицированным и аквакультурным лососевым.
ВТО
Как следует из анализа, в число приоритетных задач подготовки рыбного хозяйства России к условиям внешнеторговой деятельности при присоединении к ВТО необходимо включить:
1) разработку более эффективной стратегии внешнеторговой деятельности рыбного хозяйства, приоритетов внешней торговли, выявить стоящие проблемы и их возможные решения, в том числе развития специализированной внешнеторговой инфраструктуры;
2) реструктуризацию российского экспорта и импорта с разворотом части экспортных поставок на внутренний рынок, соответственно сократив объем традиционного импорта и изменив его структуру.
Многие российские производители рыбных товаров (особенно консервов и пресервов) при правильном выборе экспортной стратегии и необходимом финансировании (кредитовании) со стороны российских банков могли бы успешно работать на иностранных рынках. Однако все это возможно лишь при наличии устойчивых товарных потоков рыбного сырья для таких производителей со стороны рыболовных компаний.
Развитие российской рыбообработки, очевидно, сдерживается слишком большим вывозом за рубеж охлажденной и мороженой рыбы непосредственно из районов морского промысла.
В то же время не созданы экономические механизмы для стимулирования развития рыбообработки в России (особенно судовой рыбообработки). В частности, Россия отстает в этом отношении от КНР.
С учетом требований продовольственной безопасности России в силу недостаточно высокого уровня потребления населением России рыбы и морепродуктов также необходимо:
- организовать государственное регулирование внутреннего рынка рыбных товаров, включая систему государственных рыбных закупок, и повысить уровень потребления населением страны рыбы и морепродуктов;
- ввести практику квотирования экспорта отдельных видов рыбопродукции, а также импорта ряда рыбных товаров (особенно рыбных консервов и деликатесов).
В этой связи в Минсельхозе России и Федеральном агентстве по рыболовству следует отработать основные протекционистские меры и управленческие процедуры с использованием мер тарифного и нетарифного регулирования, технических и иных внешнеторговых барьеров для экономически обоснованной экономической защиты от иностранных конкурентов.
Следует развивать внешнеторговую инфраструктуру отрасли с выявлением и устранением «узких мест» (развитие транспортного флота, морских рыбных портов, железнодорожного и автомобильного транспорта, региональных рыбных бирж и др.), осуществив ряд внешнеторговых инвестиционных проектов с участием средств государства и частного капитала. Это особо касается районов Дальнего Востока.
Сложность решения указанных и других внешнеторговых проблем требует расширения фронта научных исследований в данном направлении.






















