Норвежцы стали есть меньше рыбы из-за высоких цен
Что делает Hорвежский совет по рыбе и морепродуктам, чтобы изменить тенденцию?
В 2024 году потребление рыбы в Норвегии снизилось до 18 кг на человека в год - это на 3 кг меньше, чем в 2015 году. К такому выводу пришел Норвежский совет по рыбе и морепродуктов в своем докладе о ситуации на рыбном рынке "Fiskemarked".
На выбор потребителя влияет множество факторов, но рост цен является основной причиной того, что потребление снижается.
Рыба дорожает быстрее других продуктов питания
По данным Центрального статистического бюро Норвегии, индекс потребительских цен на рыбу в стране увеличился на 63% в период с 2015 по 2024 год. Больше рыбной продукции за этот период выросла только категория масел и жиров (66,6%), в то время как цены на продукты питания в целом прибавили только 36,3%. Причем меньше всего подорожали сладости − на 16,5 %.
Норвежская рыба и морепродукты экспортируются более чем в 100 стран, поэтому международный спрос сильно влияет на уровень цен на ВБР в стране. Норвежская крона также достаточна волатильна, и при ее ослаблении цены на рыбу в Норвегии резко растут.
Охлажденное филе стало слишком дорогим
Опережающий рост цен (в 2015-2024 гг.) на охлажденное рыбное филе форели (+76%), трески (+60%), семги (+45%) привел к снижению продаж в норвежской рознице в натуральном и денежном выражении.
Готовая еда и полуфабрикаты захватывают рынок
В 2024 году наибольшая доля продаж (в деньгах) в рыбной категории − 34% − пришлась на полуфабрикаты и готовые блюда: рыбные котлеты, рыбные запеканки и рыбные бургеры (по данным Nielsen IQ).
А ТОП-3 товаров в категории "рыбы и морепродукты" был следующий: рыбные котлеты, замороженные целые креветки, рыбная запеканка.
Курица дышит в затылок рыбе
В 1999 году норвежцы заявили, что ели курицу на ужин около 40 раз в год. В 2023 году это число составило 86 раз. За тот же период количество рыбных ужинов снизилось с 95 до 89 раз в год.
Ipsos также изучил, сколько людей едят мясо, рыбу или курицу на ужин не реже трех раз в неделю. Здесь выясняется, что:
• 48% говорят, что едят мясо
• 18% говорят, что едят рыбу
• 17% говорят, что едят курицу
Опрос также показывает различия в потреблении рыбопродукции в зависимости от пола и возраста. Мужчины (51%) чаще едят мясо не менее трех раз в неделю, чем женщины (45%). По-прежнему больше всего рыбы едят пожилые люди (60 лет и старше). В этой группе 32% респондентов говорят, что едят рыбу не менее трех раз в неделю.
В то же время опросы показывают, что 7 из 10 норвежцев хотят есть больше морепродуктов. По мнению экспертов, это означает, что негативный тренд можно переломить.
Рыба и моллюски занимают высокие позиции в мегатрендах, таких как здоровье, полезность и удовольствие.
Норвежский совет по рыбе и морепродуктам активно работает над продвижением рыбной продукции в самой Норвегии. В частности, потребителей призывают увеличить частоту потребления до 2-3 раз в неделю в соответствии с диетическими рекомендациями. На сайте Godfisk.no выложены рецепты и информация о пользе рыбы для здоровья. Кроме того, морепродукты продвигают с помощью рекламы и социальных сетей.
Целевая группа — это молодежь и семьи с детьми. Молодые люди в возрасте до 34 лет — это группа, которая обычно ест мало морепродуктов по сравнению с теми, кто старше. Семьи с детьми важны, поскольку хорошие привычки в еде формируются в раннем возрасте.
Источник: Рыбный союз




















