Норвежские рыбаки удивлены резким увеличением квоты камчатского краба в НЭЗ
Райдер Нилсен, руководитель Союза норвежских рыбаков, в интервью «Fiskeribladet»* выразил удивление резкому увеличению квоты камчатского краба в НЭЗ. По его словам, такое событие в принципе должно вызывать радость, но появляются вопросы в отношении обоснования такого серьезного решения. Как был установлен новый объем квоты? Не исключено, что такое неожиданное решение по увеличению квоты на краба в 2008 г. может означать прекращение регулирования в отношении некоторых прав на крабовый промысел, чем тот факт, что в норвежских водах неожиданно появилось очень большое количество крабов промыслового размера.
По мнению Эдгара Ульсена, шкипера норвежского судна «Nesseby», неожиданные новости следует оценивать как хорошие, в случае больших квот добыча камчатского краба будет более интенсивной. Увеличение квот приведет к тому, что краб останется желанным объектом промысла для норвежских рыбаков в более или менее спокойный период года в отношении промысла. Увеличение квоты на камчатского краба - очередное звено в борьбе с его массовым распространением, в частности, в Варангер-фьорде.
Другие рыбаки также сомневаются в отношении реального существования такого большого количество краба, которое позволяет увеличить квоту более, чем в два раза. Резкое увеличение возможного вылова вызывает у всех радость - камчатский краб станет одним из самых популярных объектов любительского лова за пределами 12-мильной зоны к западу от Нордкапа, но необходимо помнить о том, что в прошлом году уже были проблемы с размером краба. Но в принципе, увеличение квоты приведет к позитивным последствиям в экономике для тех рыбаков, которые станут пользователями. Самки краба, которых можно будет добывать по новым правилам - фактически совершенно новый продукт. Пока неизвестно, как он будет продаваться на крабовом рынке.
В настоящее время вдоль побережья восточного Финмарка насчитывается до 15 фабрик, принимающих живого камчатского краба для переработки. В зависимости от географического расположения предприятия, значение краба в его экономике сильно различается. Например, в Ботсфьорде доля камчатского краба составляет всего около 8 % от общей стоимости продукции, выгружаемой на берег рыболовными судами. Для фабрики в Бюгёнесе краб играет очень важную роль и по стоимости выгружаемой рыбы и морепродуктов составляет 82 % от всех поставок.
Представители норвежских рыбаков надеются, что правительство Норвегии будет придерживаться того принципа, что рыбаки и береговые предприятия Финмарка, которые пока теряют на крабе, также станут его почитателями, выигрывающими от увеличения количества краба в НЭЗ, Это означает, любой ценой необходимо избежать ситуации, при которой вдоль норвежского побережья будут стоять суда, скупающие краба и конкурирующие с береговыми фабриками. Принято считать, что правительство Норвегии пока оставляет за собой право разрешать судам, скупающим краба и имеющим на борту оборудование для его переработки, находиться у норвежского побережья. Для норвежских рыбаков сейчас важно, чтобы правительство не воспользовалось этим правом, иначе береговые фабрики не выдержат конкуренции. Очевидно речь идет о судне «Blue Dutch» из американского Сиэтла, которое регулярно стоит у причала в норвежском порту Тромсе.
*«Fiskeribladet» за 15 апреля 2004 г.