Норвежский сектор переработки сельди и скумбрии не приносит прибыли
Норвежские компании, перерабатывающие уловы сельди и скумбрии в 2006 г. понесли убытки в размере NOK 100 млн. (EUR 11.14 млн.). Несмотря на рекордно высокий вылов пелагических рыб норвежскими рыбаками и высокие доходы промышленности от увеличения квот и высоких цен на рыбу, за последние несколько лет переработчики пелагических рыб, в основном, не смогли добиться прибыли.
В прошлом году цены на сельдь и скумбрию снизились. Ценовая ситуация с сельдью продолжает ухудшаться и в этом году, для скумбрии положение несколько лучше. Предварительные результаты регулярных исследований доходности предприятий норвежской рыбной промышленности, выполняемых в исследовательском институте Fiskeriforskning, показывают, что, в целом норвежские пелагические процессоры не имели серьезной прибыли уже в течение последних 10 лет.
Почти пятьдесят компаний, которые принимают у рыбаков сельдь и скумбрию для переработки, представляют собой чрезвычайно важный сектор норвежской рыбной промышленности. В прошлом году их общий товарооборот составил NOK 4.6 миллиарда, что составляет одну треть всего объема экспорта дикой рыбы, выловленной промысловыми судами.
Основную часть производства этих компаний составляют мороженое филе сельди, мороженый кругляк сельди и скумбрии. Почти вся эта продукция идет на экспорт. Однако, в прошлом году доходы от экспорта упали на 25 %. Основная причина - низкие экспортные цены и снижение объемов производства.
Много лет норвежская перерабатывающая промышленность вела борьбу за увеличение доходности предприятий. Слабые результаты объясняются несколькими причинами. Усиление конкурентной борьбы за сырье, истоки которой кроются в образовании излишка производственных мощностей в секторе перерабатывающей промышленности, внесло свой вклад в повышение цен на приобретаемую рыбу. Ситуация привела к большим ценовым изменениям на сырье, много компаний заплатили за него больше, чем могли себе позволить. Кроме того, сельдь и макрель продаются на рынках, где норвежские акционеры конкурируют друг с другом. Этим летом два самых крупных игрока объединились с тремя другими компаниями в надежде на повышение доходности предприятий.