О проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении размера крупного ущерба, причиненного водным биоресурсам, и
Росрыболовством внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления «Об установлении размера крупного ущерба, причиненного водным биоресурсам, и порядке его определения».
К разработке проекта документа не привлекалась рыбацкая общественность. ВАРПЭ направила в адрес первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, председателя Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса В.А. Зубкова свои замечания.
Проект постановления:
Об установлении размера крупного ущерба, причинённого водным биоресурсам, и порядке его определения
В целях реализации пункта 3 части 2 статьи 13 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить размер ущерба водным биоресурсам, который следует считать крупным (Приложение 1).
2. Утвердить порядок определения размера ущерба, причинённого водным биоресурсам, который следует считать крупным (Приложение 2).
3. Установить, что утверждаемый настоящим постановлением размер ущерба водным биологическим ресурсам, который следует считать крупным, не распространяется на понятие крупного ущерба, причиненного незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, определяемое в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин
Приложение 1 к постановлению Правительства Российской Федерации
Размер крупного ущерба, причинённого водным биоресурсам
Наименование объекта водных биологических ресурсов | Размер крупного ущерба, тонн |
Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн (внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в Чукотском, Восточно-Сибирском, Беринговом, Охотском, Японском морях и Тихом океане) | |
Минтай Охотского моря | 50,0 |
Минтай других районов промысла | 60,0 |
Треска | 45,0 |
Сельдь | 70,0 |
Палтус | 15,0 |
Терпуг | 30,0 |
Камбала | 25,0 |
Навага | 30,0 |
Краб камчатский западного побережья Камчатки | 3,0 |
Краб камчатский североохотоморский | 2,0 |
Краб камчатский других районов промысла | 1,5 |
Краб синий | 3,0 |
Краб равношипый | 3,0 |
Краб-стригун (берди) | 4,0 |
Краб-стригун (опилио) | 4,0 |
Краб-стригун красный, краб-стригун ангулятус | 4,0 |
Краб колючий района южных Курильских островов | 4,0 |
Краб колючий других районов промысла | 4,0 |
Краб волосатый четырехугольный района юго-восточного Сахалина и залива Анива зоны Охотского моря и юго-западного Сахалина зоны Японского моря | 4,0 |
Краб волосатый четырехугольный других районов промысла | 4,0 |
Креветка углохвостая | 15,0 |
Креветка северная | 5,0 |
Креветка травяная | 1,0 |
Креветка гребенчатая | 5,0 |
Другие виды креветок | 5,0 |
Горбуша | 35,0 |
Кета | 25,0 |
Кижуч и чавыча | 20,0 |
Нерка | 15,0 |
Сайра | 40,0 |
Серый морской еж | 4,5 |
Черный морской еж | 4,5 |
Прочий морской еж | 4,5 |
Кальмар | 25,0 |
Трубач | 3,0 |
Гребешок | 3,0 |
Трепанг | 0,05 |
Прочие водные биологические ресурсы, отнесённые к объектам рыболовства | 10,0 |
Северный рыбохозяйственный бассейн (Белое море, внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в море Лаптевых, Карском море, а также в Баренцевом море и районе архипелага Шпицберген) | |
Треска | 45,0 |
Пикша | 30,0 |
Гребешок | 3,0 |
Сельдь | 50,0 |
Камбала | 20,0 |
Палтус | 15,0 |
Морской окунь | 15,0 |
Мойва | 30,0 |
Креветка | 10,0 |
Краб камчатский | 3,0 |
Прочие водные биологические ресурсы, отнесённые к объектам рыболовства | 10,0 |
Западный рыбохозяйственный бассейн (внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации и континентальный шельф Российской Федерации в Балтийском море, Вислинском, Куршском и Финском заливах) | |
Салака (сельдь) | 4,0 |
Шпрот (килька) | 15,0 |
Треска | 3,0 |
Камбала-тюрбо | 1,5 |
Камбала других видов | 2,5 |
Прочие объекты водных биологических ресурсов | 2,0 |
Каспийский рыбохозяйственный бассейн (районы Каспийского моря, в которых Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении рыболовства) | |
Килька каспийская | 10,0 |
Сельдь | 5,0 |
Крупный частик (за исключением судака) | 10,0 |
Судак | 5,0 |
Вобла | 5,0 |
Прочие водные биологические ресурсы, отнесённые к объектам рыболовства | 2,0 |
Азово-Черноморский рыбохозяйственный бассейн (внутренние морские воды и территориальное море, исключительная экономическая зона Российской Федерации в Черном море, районы Азовского моря с Таганрогским заливом, в которых Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении рыболовства) | |
Судак | 1,0 |
Камбала-калкан | 0,5 |
Кефаль всех видов | 1,0 |
Лещ | 2,5 |
Тарань | 2,0 |
Хамса | 7,5 |
Тюлька | 7,5 |
Шпрот (килька) | 10,0 |
Прочие водные биологические ресурсы, отнесённые к объектам рыболовства | 2,0 |
Внутренние водные объекты (реки, водохранилища, озера) | |
Семга, чавыча, кета, кижуч, нельма, таймень, нерка, балтийский лосось | 0,5 |
Сима, кумжа | 0,25 |
Байкальский белый хариус, угорь, чир, муксун | 0,5 |
Кунджа, голец, палия, форель всех видов, ленок, сиг, омуль, пыжьян, пелядь, мальма, усач, черноспинка, рыбец (сырть), жерех, хариус, шемая, белый амур, толстолобик, кутум, сом, минога | 0,3 |
Крупный частик (за исключением судака) | 1,0 |
Судак | 0,5 |
Рипус, тарань, вобла, ряпушка | 1,0 |
Прочие водные биологические ресурсы, отнесённые к объектам рыболовства | 2,0 |
Морские млекопитающие, голов | |
Касатка и другие китообразные (за исключением белухи) | 1 |
Белуха | 1 |
Тихоокеанский морж | 1 |
Морской котик | 1 |
Серый тюлень | 1 |
Гренландский тюлень, морской заяц, хохлач | 1 |
Крылатка, ларга | 2 |
Кольчатая нерпа, каспийский тюлень, байкальский | 2 |
Тюлень, тюлень обыкновенный | 1 |
Приложение 2 к постановлению Правительства Российской Федерации
Порядок определения размера ущерба, причинённого водным биоресурсам, который следует считать крупным
1. Настоящий порядок регламентирует процедуру определения размера ущерба, который следует считать крупным, причиненного водным биологическим ресурсам (далее - водным биоресурсам), в результате нарушения правил рыболовства, в целях принятия решения о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства.
2. Настоящий Порядок не распространяется на определение размера ущерба, который следует считать крупным, причинённого водным биоресурсам, принадлежащим к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
3. Размер ущерба водным биоресурсам определяется в тоннах как разница между объёмом фактически добытых (выловленных) водных биоресурсов и объёмом добычи (вылова) водных биоресурсов, указанным в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, выданном лицу, допустившему нарушение правил рыболовства.
В случае добычи (вылова) водных биоресурсов, не указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов (за исключением допустимого прилова), при расчёте ущерба водным биоресурсам исчисляется весь объём добытых (выловленных) водных биоресурсов.
4. В случае, если гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в течение календарного года два раза или более нарушило правила рыболовства, в результате чего суммарно был причинен ущерб водным биоресурсам в размере, подпадающем под определение крупного, в соответствии с Приложением 1 настоящего постановления, пограничные органы, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству или иные правоохранительные органы (далее - уполномоченные органы) в двухнедельный срок после вступления в силу документов, подтверждающих факты совершения указанных нарушений и причинение крупного ущерба водным биоресурсам (постановления судьи, органа, должностного лица, рассматривавших дело или решения суда), направляют их заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии в Федеральное агентство по рыболовству.
5. Федеральное агентство по рыболовству в месячный срок со дня получения указанных в пункте 4 настоящего Порядка документов принимает в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, причинивших крупный ущерб водным биоресурсам, решение о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства.
6. О решении, принятом по результатам рассмотрения вопроса о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, Федеральное агентство по рыболовству информирует в двухнедельный срок уполномоченные органы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка.
Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении размера крупного ущерба, причинённого водным биоресурсам»
Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении размера крупного ущерба, причинённого водным биоресурсам» разработан в целях реализации пункта 3 части 2 статьи 13 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон о рыболовстве).
Статьёй 13 Закона о рыболовстве установлено, что принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, осуществляется, если, лицо, у которого имеется право на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в течение календарного года два раза или более нарушило правила рыболовства, в результате чего был причинен крупный ущерб водным биоресурсам, исчисляемый в соответствии со статьей 53 настоящего Федерального закона.
Процедура принятия такого решения установлена «Порядком определения размера ущерба, причинённого водным биоресурсам, который следует считать крупным».
Проектом постановления установлено, что отнесение ущерба, нанесенного водным биоресурсам к категории крупный, осуществляет Федеральное агентство по рыболовству.
Размер ущерба водным биоресурсам определяется в тоннах как разница между объёмом фактически добытых (выловленных) водных биоресурсов и объёмом добычи (вылова) водных биоресурсов, указанным в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, выданном лицу, допустившему нарушение правил рыболовства.
В случае, если гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в течение календарного года два раза или более нарушило правила рыболовства, в результате чего суммарно был причинен ущерб водным биоресурсам в размере, подпадающем под определение крупного, пограничные органы, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству или иные правоохранительные органы в двухнедельный срок после вступления в силу документов, подтверждающих факты совершения указанных нарушений и причинение крупного ущерба водным биоресурсам (постановления судьи, органа, должностного лица, рассматривавших дело или решения суда), направляют их заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии в Федеральное агентство по рыболовству.
Принятие данного постановления Правительства Российской Федерации позволит более эффективно вести борьбу с незаконным выловом (добычей) водных биоресурсов, а также будет способствовать сохранению их запасов. Снижение объёмов браконьерского промысла позволит увеличить объёмы вылова для законопослушных предприятий, что приведёт к увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации не потребует увеличения расходов средств федерального бюджета.
Текст письма ВАРПЭ:
Первому заместителю Председателя правительства Российской Федерации,
председателю Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса В.А. Зубкову
О проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении размера крупного ущерба, причиненного водным биоресурсам, и порядке его определения»
Уважаемый Виктор Алексеевич!
В соответствии с основными принципами законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, установленными Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (пункт 5 части 1 статьи 2) (далее - Закон о рыболовстве), объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти обязаны обеспечить возможность такого участия в этой работе.
В связи с этим Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), ознакомившись с проектом постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении размера крупного ущерба, причиненного водным биоресурсам, и порядке его определения» (далее - проект постановления), подготовленным Росрыболовством, к разработке или экспертной оценке которого не привлекалась, имеет ряд существенных замечаний (прилагаются).
Учитывая, что данный нормативный правовой акт, затрагивающий интересы всех без исключения пользователей водными биоресурсами, подготовлен без участия объединений юридических лиц, т.е. с нарушением Закона о рыболовстве, считаем необходимым воздержаться от принятия данного проекта постановления Правительства Российской Федерации в представленной редакции и вернуть его на доработку.
Просим рассмотреть.
Приложение: на 2 л.
Президент, Председатель Совета ВАРПЭ Ю.И.Кокорев
Замечания ВАРПЭ к проекту постановления Правительства Российской Федерации
«Об установлении размера крупного ущерба, причиненного водным биоресурсам, и порядке его определения»
1. Установленные приложением 1 проекта постановления размеры крупного ущерба по конкретным объектам промысла не имеют необходимых обоснований (экологических, социальных, экономических, др.) Поскольку в представленной редакции проекта постановления следствием их превышения станет принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов, т.е. практически прекращение для хозяйствующего субъекта права на такой вид деятельности как рыболовство, то утверждаемые Правительством Российской Федерации размеры и порядок установления ущерба водным биологическим ресурсам, который будет считаться крупным, требуют серьезных обоснований, в том числе со стороны отраслевых научно-исследовательских институтов.
2. В приложении 1 по каждому бассейну указана позиция «Прочие водные биологические ресурсы...», устанавливающая общий, единый для прочих объектов водных биоресурсов размер ущерба, который следует считать крупным. Однако к группе «прочие», наряду с квотируемыми объектами промысла, могут относиться и объекты водных биоресурсов, на которые не устанавливаются и в дальнейшем, соответствии с Законом о рыболовстве, не будут устанавливаться общие допустимые уловы (ОДУ) и квоты. В связи с этим возникает противоречие по пункту 3 Порядка определения размера ущерба (приложение 2) в части применения к не квотируемым объектам водных биоресурсов нормы об определении размера крупного ущерба. Во избежание этого целесообразно указать все объекты водных биоресурсов, в отношении которых будет исчисляться размер крупного ущерба.
3. В приложении 2 к проекту постановления считали бы целесообразным указать все случаи, на которые не распространяется определение размера крупного ущерба, изложив этот пункт данного приложения в следующей редакции:
«2. Настоящий Порядок не распространяется на определение размера ущерба, который следует считать крупным, причиненного водным биоресурсам, принадлежащим к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, к объектам водных биоресурсов, добытых (выловленных) в виде допустимого прилова, а также в отношении объектов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается.».
4. Соответственно второй абзац пункта 3 необходимо изложить в следующей редакции:
«В случае добычи (вылова) водных биоресурсов, не указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов (за исключением объектов водных биоресурсов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка), при расчете ущерба водным биоресурсам исчисляется весь объем добытых (выловленных) водных биоресурсов.».
5. Если строго следовать формулировкам Закона о рыболовстве, то из текста пункта 4 необходимо исключить слово «суммарно», так как данный термин отсутствует в подпункте 3 пункта 2 статьи 13 Закона о рыболовстве.
6. Считаем необходимым конкретизировать редакцию пункта 5 приложения 2 к проекту постановления, имея в виду, что прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов в соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о рыболовстве должно распространяться на весь разрешенный к добыче объем водных биоресурсов для конкретного судна, который был превышен до размеров крупного ущерба водным биоресурсами и на объем которого должна быть сокращена квота. Предлагаем изложить данный пункт в следующей редакции:
«5. Федеральное агентство по рыболовству в месячный срок со дня получения указанных в пункте 4 настоящего Порядка документов принимает в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей или юридических лиц решение о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, путем сокращения квоты добычи (вылова) объектов водных биоресурсов, предоставленной лицу в текущем году или в последующие годы в объеме, указанном в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов в отношении судна, бригады, звена, осуществлявших рыболовство и допустивших нарушение.»
Необходимость внесения такого добавления связана с тем, что если организация имеет несколько судов, то согласно пункту 5 приложения 2 в редакции проекта постановления из-за крупного ущерба, причиненного водным биоресурсам одним судном, организация может полностью лишиться права и квоты на добычу (вылов) водных биоресурсов, независимо от законопослушной рыбопромысловой деятельности других судов, что недопустимо.
В целом следует отметить, что практическая реализация норм пункта 3 части 2 статьи 13 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 20 декабря 2004г.№ 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и подготовленного в соответствии с ними рассматриваемого проекта постановления Правительства Российской Федерации создает предпосылки для коррупции, поскольку предоставляет право уполномоченному органу исполнительной власти по фактам причинения крупного ущерба водным биоресурсам, установленным пограничными органами, территориальными органами Федерального агентства по рыболовству или иными правоохранительными органами, самостоятельно, а не по решению суда, принимать решение о принудительном прекращении права на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Считаем, что в свете требований руководства государства о создании стабильных и прозрачных условий для хозяйственной деятельности, не допускающих возможности для коррупции в органах управления, данные нормы Закона о рыболовстве и указанного проекта постановления Правительства Российской Федерации должны быть изменены в сторону приоритета судебным решениям во всех случаях привлечения к ответственности пользователей водными биоресурсами.