О рабочем совещании Николая Власова с представителями бизнес-сообщества по вопросу внедрения и применения Правил электронной ветеринарн
В продолжение работы, проводимой Минсельхозом России и Россельхознадзором по вопросу внедрения ветеринарной сертификации в электронном виде (на необходимость которой указало Минэкономразвития РФ по итогам экспертизы проекта новой версии приказа Минсельхоза №422),Россельхознадзор разработал проект нормативного документа, регламентирующего процедуру электронной ветеринарной сертификации (Правила электронной ветеринарной сертификации поднадзорной продукции). Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Россельхознадзор.
Обсуждение перспектив внедрения и непосредственного применения Правил состоялось в минувший четверг на рабочем совещании заместителя Руководителя Россельхознадзора Николая Власова с представителями бизнес-сообщества: ООО «Икс5 Ритейл Групп», НО «Рыбный союз», НП «СУПР», Национальная Мясная ассоциация, ООО «Нестле Россия», Национальный союз мясопереработчиков, Ассоциация компаний рыночной торговли, «Русбренд», Компания Вимм-билль-данн», Содружество производителей фирменных торговых марок «РусБренд», Союз участников потребительского рынка.
В начале диалога Николай Власов акцентировал внимание участников встречи на том, что внедрение электронной системы сертификации сделает услугу бесплатной, упростит взаимодействие бизнеса и контролирующих органов. И самое главное, при использовании электронной системы заявка на выдачу сертификата запускает механизм отслеживания происхождения и перемещения продукции. Фактически электронная ветеринарная сертификация решает задачу создания единой системы прослеживания продукции на всем ее пути к потребителю. В глобальном смысле ее внедрение позволит существенно снизить как риски для здоровья потребителей такой продукции, так и экономические риски для отрасли в целом, исключив попадание в торговый оборот недоброкачественных и незаконно произведенных товаров.
В качестве основы системы, по словам Николая Власова, предлагается Государственная Информационная Система (ГИС) «Меркурий», которая позволит ветеринарным службам России и стран Таможенного Союза работать в едином информационном поле и контролировать перемещение живых животных и грузов животного происхождения по всей территории ТС. При этом замруководителя ведомства сообщил, что наши коллеги из Беларуси и Казахстана принципиально «за» внедрение системы электронной ветсертификации. В настоящее время прорабатывается механизм их участия.
Вместе с тем, в Правилах предусмотрен раздел «Предоставление доступа должностным лицам ЕврАзЭС». Как отметил Николай Власов: «Даже если на уровне КТС не будет принят этот документ, то в силу того, что мы этим пользуемся, мы предоставляем им средства удостоверения. И мы сможем внести в соответствующие акты ТС изменения, которые позволят использовать эту систему. А если Казахстан решит присоединиться, то это может пройти как регламент Таможенного союза».
Говоря о формальных процедурах прохождения данного документа, Николай Власов сообщил, что в ближайшее время он будет направлен в Минсельхоз для согласования, после чего по сложившейся практике проект приказа появится на официальном сайте ведомства. По завершению работы Минсельхоза, акт будет направлен в другие федеральные ведомства для согласования, в том числе в Минэкономразвития с целью оценки регулирующего воздействия. После чего проект приказа пойдет на отзыв в Минюст и на завершающем этапе может быть - в Правительство. И затем в Минюст для регистрации. Общая продолжительность такой процедуры, по словам Власова, предположительно три-четыре месяца.
В ходе обсуждения основных принципов, на которых построен документ, а также при обсуждении конкретных процедур его реализации, Николай Власов пояснил: «В сам Приказ мы предлагаем ввести две нормы. Первая - выбор между бумажной сертификацией и электронной в срок до 1 января 2014 года осуществляет владелец продукции. Вторая - после 1 января 2014 года сертификация продукции производится исключительно в электронном виде».
Представители бизнеса высказали предложения о том, чтобы предусмотреть поочередное введение в действие системы по отношению к разным видам продукции. Со своей стороны Николай Власов согласился, что «нет ничего страшного в том, чтобы прописать поэтапное внедрение. Мы готовы согласиться с тем, чтобы вводить переходный период по видам продукции. Но при этом начать с того, что представляет наибольший риск – это сырые продукты. Не сырье, потому как сырье в ритейл не идет, а сырые продукты».
Также интересовал присутствовавших вопрос, как быть в случае, когда поставщик не работает в системе электронной ветеринарной сертификации, а ритейлеры готовы начать такой учет. Как пояснили разработчики документа, в предусмотренном переходном периоде внедрения системы остается бумажный оборот. Это позволяет начать работу на складе и постепенно подключать поставщиков, работая при этом с теми, которые еще не перешли на новый формат. Именно переходный период, по словам Николая Власова, позволяет осуществить необходимую функциональную подготовку и, прежде всего, в сегменте ритейла. Поскольку именно он должен выстраивать рынок под себя. Ритейл-сегмент самый сложный в плане логистики: если сравнить сложность оборота продукции и объем сопровождающей ее документации.
При этом со стороны представителей рынка розничной торговли, участвовавших в совещании, была высказана обеспокоенность относительно того, будет ли расширяться перечень подконтрольной продукции. Так, по мнению некоторых участников встречи, эта система предполагает дополнительный ветеринарный контроль.
В свою очередь, Николай Власов особо подчеркнул, что предлагаемые Правила не вводят норму относительно того, что подлежит сертификации. В документе использована конструкция «подконтрольный груз», а перечень таковых на сегодня регулируется нормативными актами Таможенного союза. Это означает, что в решениях КТС прописано, то и контролируется. И если не положено сопровождать товар документацией, то правила этого и не требуют.
По словам заместителя Руководителя Россельхознадзора, интерес ведомства как надзорного органа, прежде всего, заключается в обеспечении прозрачности оборота продукции. В частности, Власов заявил: «Задача и цель, которую мы перед собой ставили – это не только решение вопросов ветеринарного надзора. Это очевидно необходимая задача создания национальной системы прослеживаемости продукции животного происхождения и животных – от поля до прилавка. Так сложилось, что ветеринарная сертификация – это единственный механизм в Российской Федерации, который позволяет на сегодня это сделать. Применительно к сегменту готовой продукции о ветеринарном надзоре в смысле распространения заразных болезней животных речи не идет, потому что их там не останется.».
Но вместе с тем Николай Власов высказал мнение о том, что «если делать систему нормальной, то в смысле трассировки должно учитываться абсолютно все, в чем есть компонент животного происхождения. Однако это не предполагает надзора, это основа прослеживаемости в случае, если приходит сигнал, что в торговлю ушла зараженная продукция и нужно оперативно ее оттрассировать… Исходя из этого вся продукция, содержащая компоненты животного происхождения должна прослеживаться. А в идеале - все, что человек ест. Должна быть система, позволяющая определить источник угрозы. Это и есть защита пищевой пирамиды. При этом если система контроля в отношении какого-то вида товара такова, что она существенно препятствует развитию отрасли, то лучше пусть ее не будет. Но если мы сумеем сделать механизмы, которые не препятствуют, а способствуют развитию, пусть они будут везде, почему нет? У нас две задачи – убрать товар из оборота в случае, если мы обнаружим, что он не должен туда попасть. Или найти источник инфекции или отравления, когда это выявлено уже на финальных стадиях оборота продукции. Вот поэтому нужна сквозная прослеживаемость».
По мнению Николая Власова, концепция работы системы такова, что не вводит ветеринарный контроль в привычном понимании, а снимает. Последний этап ветеринарного надзора как такового заканчивается при сертификации продукции у производителя, так сказать на выходе с завода. Дальше ветеринарного надзора в привычном понимании нет. Далее следует прослеживаемость, то есть ветеринарные меры защиты реализуются путем недопущения в нормальный товарооборот нелегальной неотконтролированной продукции.
Фактически контроль передается хозяйствующим субъектам, которые в системе указывают аккредитованных лиц. И уже они в свою очередь становятся поднадзорными ветеринарному надзору. Причем Россельхознадзор как контролирующий орган следит за их деятельностью в основном по результатам того, что они делают в системе. Так работает вся система. То есть каждый последующий участник оборота контролирует предыдущих. Это дает возможность снизить интенсивность государственного контроля. Что и реализовано в этих правилах.
Наряду с этим, представители бизнеса отметили, что на сегодняшний день система не учитывает ветеринарного статуса предприятий, производящих животноводческую продукцию. Как пояснил Николай Власов, это не является предметом регулирования данными Правилами. А с предложением ввести такую практику, согласился, заявив, что в идеале все производители живых животных и производители продуктов убоя должны быть подвержены процедуре добровольной компартментацлизации.
Резюмируя итоги состоявшегося совещания, заместитель Руководителя Россельхознадзора Николай Власов еще раз обратил внимание, что переход на электронные ветсертификаты позволит участникам рынка получать государственную услугу в режиме он-лайн и минимизировать затраты на ее оформлении. Что в конечном итоге, благодаря снижению издержек, исключению из оборота небезопасной продукции, будет способствовать оздоровлению рынка - пресечению случаев мошенничества и недобросовестной конкуренции, а также повышению пищевой и биологической безопасности РФ.
По итогам встречи все присутствующие поддержали идеологию, заложенную в проект рассматриваемого документа и было предложено провести серию обучающих семинаров либо вебинаров для представителей бизнес-сообщества, заинтересованных в переходе на ветеринарную сертификацию в электронном виде. Первый такой вебинар состоится уже на этой неделе в г. Владимире на базе подведомственного Россельхознадзору ФГБУ «ВНИИЗЖ».