Обострение коллизии интересов между российскими импортерами и Россельхознадзором
Особенно осложняет работу новое требование, по которому теперь необходимо указывать количество каждого наименования рыбы с указанием не просто страны происхождения, но и конкретного номера (названия) предприятия (судна).
Импортеры заявляют, что, по сути, это означает конец свободной торговли, конец свободе в выборе поставщика, так как они не могут знать заранее, в начале года, от каких производителей и какой товар они будут покупать. Они не могут предугадать цены, кроме того, они не могут предвидеть, какое именно судно выловит нужный товар. Большая часть импортируемой рыбы - это дикий продукт. Он не выращивается на фермах, а объемы вылова рыбы в последние несколько лет очень нестабильны. Импортеры поставлены в жесткие рамки ограничений из-за острого дефицита рыбы, они ищут нужные позиции по всем производителям, и каждый раз товар находится у кого-то другого. "Как заранее можно получить разрешения на всех возможных производителей, да еще предугадать количества? Получать же разрешения на все существующие заводы по несколько сот тон на каждый,"- это не выход, возмущаются участники рынка.
Недовольные импортеры выражают удивление, что молчит международная рыбная общественность. Новые правила осложняют жизнь не только для российских операторов, но и для зарубежных поставщиков - теперь они смогут продавать свою рыбу только тем импортерам, которые заранее получили разрешение на номер их фабрики/судна. Все остальные, при всем желании, не смогут импортировать, так как сроки получения ветразрешений иногда превышают сроки транзита товара, и получать разрешение перед каждой поставкой нереально.
Россельхознадзор
Тем временем трудно рассчитывать на какие-то существенные послабления со стороны властей, так как, помимо пищевой безопасности, они действуют в рамках международных тенденций и договоренностей по усилению борьбы с нелегальным промыслом и подрывом запасов ВБР. Эта концепция строится на так называемой прослеживаемости (traceability) продукта от вылова до потребителя. В этом ряду также стоит госпортконтроль, которым недовольны экспортеры. На протесты рыбаков власти отвечают успокоительными разъяснениями, что новая система постепенно наладится, и трудности переходного периода останутся позади.
Как признал в комментарии для https://www.fishnet.ru/ представитель Россельхознадзора, возможно, как в любом новом деле, пока не все отлажено в самой процедуре ветконтроля импортных поставок, но, постепенно она станет удобней, и не только крупные участники рынка смогут к ней приспособиться.
Одновременно, представитель изложил позицию своего ведомства по поднятым вопросам.
По его словам, существуют две основные проблемы в сфере оборота рыбной продукции, которые должен решить Россельхознадзор: ННН-промысел, проще говоря, браконьерство, и пресечение поставок недоброкачественной и опасной продукции. Здесь неизбежно возникает коллизия интересов. Предприниматель заинтересован в масштабах и сроках оборота. Чтобы его бизнес выжил в условиях весьма жесткой конкуренции, ему приходится не просто "ловить мышей", но и "срезать углы". Государство также заинтересовано в насыщении рынка, конкуренции и поддержании приемлемых для населения цен. Однако его беспокоит и то, смогут ли восстанавливаться естественным путем запасы промысловой рыбы. Оно должно заботиться о будущих поколениях, тогда как для предпринимателя приоритетно обеспечение будущего своей семьи. Это абсолютно нормально и естественно.
Не может не волновать государство и безопасность продуктов питания - здесь завязаны и гуманитарный, социально-медицинский и экономический аспекты. Как подчеркнул чиновник, с решением этих двух проблем и связано появление последних указаний Россельхознадзора (см. письмо ниже).
Их задача - отсечь продукцию ННН-промысла и опасную и некачественную продукцию. По мнению представителя, это сделано и в интересах российских компаний-импортеров. Так, Россельхознадзор давал многочисленные сообщения о задержании рыбной и морской продукции, загрязненной сальмонеллами, стафилококком, листерией и т.п. При задержании продукции на границе неизбежно страдает импортер. Поэтому и было начато инспектирование зарубежных рыбоперерабатывающих предприятий, чтобы сразу отсечь поток опасной и недоброкачественной продукции, а не "вылавливать" ее на государственной границе. Теперь для импортера нет нужды подписывать договора с сотнями зарубежных рыбоперерабатывающих предприятий, в одном Китае их четыре сотни. Тем временем в АТР не так уж много предприятий, способных производить продукцию, соответствующую нормам российского законодательства.
Как резюмировал чиновник, новые правила, которые сейчас вводятся, способны решить как проблему законного происхождения продукции, так и вопрос пищевой безопасности. При этом импортер будет знать точно, от какого поставщика можно ввозить продукцию, а от какого нельзя. Эта система действует и в отношении других видов пищевой продукции, например мяса.
Представитель Россельхознадзора пригласил участников рынка давать предложения по совершенствованию методов решения задач пищевой безопасности и рациональной эксплуатации рыбных запасов.
Для справки ниже приводится уже публиковавшееся в РК-ПРОФИ указание с приложениями.
Указание Россельхознадзора от 31.07.07 г. ФС-ЕН-4/7325 (водные биологические ресурсы)
В Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзора от органов управления ветеринарией субъектов Российской Федерации продолжают поступать запросы на экспорт/импорт водных биологических ресурсов с неполной информацией, что приводит к задержкам в выдаче в установленный срок разрешений участкам внешнеэкономической деятельности.
В связи с изложенным разъяснением, то в соответствии с указаниями Россельхознадзора от 22.12.06 г. № ФС-ЕН-2/11259 и от 02.03.07 г. № ФС-ЕН-2/1828, в запросах необходимо указывать:
- объем продукции отдельно по каждому виду рыбы, рыбо- или морепродукции;
- место происхождения продукции с указанием номера (названия) предприятия (судна).
В целях дальнейшей оптимизации процедуры оформления разрешений на ввоз/вывоз рыбной продукции Россельхознадзор рекомендует органам управления ветеринарии субъектов Российской Федерации оформлять запросы на экспорт/импорт водных биологических ресурсов согласно прилагаемым формам.
Настоящую информацию доводим до сведения всех заинтересованных участников внешнеэкономической деятельности.
Приложение
ЗАПРОС
на вывоз водных биологических ресурсов
и произведенной из них продукции
1. Заявитель:
(наименование, ИНН, юридический и фактический адрес)
2. Наименование груза и его код ТНВЭД:
(Указывается отдельно по каждому виду биоресурсов)
3. Количество поднадзорного груза и единицы его измерения:
4. Вид упаковки груза:
5. Страна-импортер:
6. Место происхождения груза:
(Указывается название и номер предприятия/судна)
7. Пункты отгрузки:
8. Предполагаемый срок вывоза:
9. Виды транспорта, используемые при вывозе продукции:
10. Подтверждение происхождения продукции (законности вылова (добычи) вывозимой продукции):
(Указывается исходящий номер заключения территориального органа Россельхознадзора с указанием разрешения на
вылов (добычу), объем вылова, район вылова, название предприятия/судна производителя)
11. Пункты пропуска на Государственной границе Российской Федерации и СНГ, через которые предполагается осуществлять вывоз продукции (маршрут следования по территории Российской Федерации):
12. Копия разрешения СИТЕС (если вывозимая продукция попадает под действие СИТЕС):
М.П. Подпись:
(главный госветинспектор субъекта Российской Федерации)
ЗАПРОС
на ввоз водных биологических ресурсов
и произведенной из них продукции
1. Заявитель:
(наименование, ИНН, юридический и фактический адрес)
2. Наименование груза и его код ТНВЭД:
(Указывается отдельно по каждому виду биоресурсов)
3. Количество поднадзорного груза и единицы его измерения:
4. Вид упаковки груза:
5. Страна-экспортер:
6. Предполагаемый срок ввоза:
7. Виды транспорта, используемые при ввозе продукции:
8. Районы вылова (добычи) водных биоресурсов страны-импортера:
(Указывается название и номер предприятия/судна)
9. Пункты пропуска на Государственной границе Российской Федерации и СНГ, через которые предполагается осуществлять ввоз продукции:
10. Пункты назначения на территорию Российской Федерации с указанием предприятия по переработке (хранению), разведению (выращиванию) продукции:
11. Пункт проведения полного таможенного оформления:
(склад временного хранения, таможенный склад)
12. Цель импорта:
(реализация на территории Российской Федерации без переработки, переработка на территории
Российской Федерации с указанием конечного продукта переработки, переработка на территории)
13. Маршрут следования по территории Российской Федерации:
14. Копия разрешения СИТЕС (если ввозимая продукция попадает под действие СИТЕС):
М.П. Подпись:
(главный госветинспектор субъекта Российской Федерации)