Общее собрание Ассоциации добытчиков минтая обобщило проблемные вопросы в ходе Охотоморской минтаевой путины
В 2009 годы наши предприятия выловили 1,4 млн. тонн водных биоресурсов, мы готовы и дальше наращивать добычу и переработку водных биоресурсов. Однако подводя итоги Охотоморской минтаевой путины 2010 года, считаем важным обратить внимание на проблемные вопросы в работе отрасли.
Федеральным агентством по рыболовству в 2008 - 2009 годах принят ряд решений, способствующих развитию рыбохозяйственного сектора страны, однако их положительный эффект начинает ослабевать. Постепенно начинает размываться главная основа развития рыбной отрасли - незыблемость правовых норм, устанавливающих доступ добросовестных пользователей к водным биоресурсам, базовые «правила игры» в отрасли. Постепенно утрачивается прозрачность наделения предприятий долями вылова водных биоресурсов, рыболовные ассоциации выдавливаются из этого управленческого процесса. Результат - растёт непредсказуемость ресурсного потенциала предприятий, умножаются финансовые риски, снижается инвестиционный потенциал.
До сих пор не создана действенная система финансового стимулирования в отрасли. Напротив, налицо явные упущения в работе Федерального агентства по рыболовству в 2009 году при подготовке постановления Правительства Российской Федерации по компенсации из федерального бюджета процентных ставок по кредитам. Подготовленный со значительным опозданием документ содержал серьёзные дефекты. Результат - рыбаки так и не смогли воспользоваться предусмотренными в федеральном бюджете на 2009 год денежными средствами.
В отрасли сохраняется громоздкая система избыточного контроля, которая «вымывает» из инвестиционного процесса финансовые ресурсы. Поручения Правительства Российской Федерации о разработке на основе информационных технологий механизмов таможенного оформления судов рыбопромыслового флота и рыбной продукции не выполнены. «Вживление» в российскую практику некоторых зарубежных аналогов таможенного оформления рыбопродукции не привело к устранению прежде существовавших форм государственного контроля. Результат - сектор судовой переработки водных биоресурсов, который выпускает наиболее конкурентоспособную (по всем мировым стандартам) товарную продукцию испытывает беспрецедентный административно-финансовый пресс.
Серьёзным ударом для предприятий, увеличивающих объём глубокой переработки, стала несвоевременная подготовка Федеральным агентством по рыболовству проекта постановления Правительства Российской Федерации о порядке выдачи сертификатов вылова на экспортируемую продукцию. Более двух месяцев все российские рыбаки были отрезаны от экспортных рынков и понесли убытки из-за невыполнения договоров, непроизводительных расходов флота и дорогостоящего хранения готовой продукции. Причём в наибольшем убытке оказались именно те, кто ввёл в 2009 году новые мощности по глубокой переработке и нарастил объём продукции с высокой добавленной стоимостью.
Непродуманными и поспешными мы считаем заявления Федерального агентства по рыболовству о повышении экспортных пошлин на рыбопродукцию. Рыболовная отрасль - единственная отрасль российской экономики, которая в 2009 году работала в условиях повышенного налогового бремени. Экспортные пошлины уже составляют 10% от стоимости продукции, а объём их поступлений в федеральный бюджет превысил в 2009 году 2,6 млрд. рублей. Удвоение размера экспортных пошлин приведёт к тому, что фискальная нагрузка на отрасль составит почти 30% от совокупной выручки. Причём финансовые возможности российских торговых и перерабатывающих предприятий позволяют им приобретать не более 30% добываемых нашими предприятиями водных биоресурсов. Поэтому внешний рынок позволяет обеспечить стабильную работу предприятий. Успешные результаты работы рыболовной отрасли в 2009 году (особенно на фоне других отраслей экономики) - зримое тому подтверждение.
Причина указанных проблем - в отрасли до сих пор не создана настоящая система участия общественных объединений в подготовке основных управленческих решений Федерального агентства по рыболовству. Крупнейшие отраслевые объединения отстранены от участия в прогнозировании и управлении промыслом, наше мнение игнорируется при разработке системы технического регулирования, вопреки нашим обоснованиям предпринимаются попытки заимствования искажённо понимаемых зарубежных аналогов развития отрасли. Это мешает в полной мере вовлечь энергию бизнес-сообщества в модернизацию рыбохозяйственного сектора страны.
Президент Ассоциации добытчиков минтая Г.С.Зверев




















