Общие перспективы промысла минтая на Аляске в 2009 г.
Сокращение квот минтая на Аляске в нынешнем году до менее чем 900,0 тыс.т ставит перед американскими рыбопромышленниками задачу повышения эффективности своего участия в промысле минтая и одним из наиболее вероятных путей решения этой задачи может стать сокращение числа участвующих в этом промысел судов, что особенно актуально для промысла в восточной части Берингова моря, где квоты урезаны на 18,5% и в сумме составляют всего 815,0 тыс.т. Такая информация поступила в https://www.fishnet.ru/ с российского ДВ со ссылкой на японские источники по состоянию на 5.01.2009 г.
При таком рекордно низком для беринговоморского промысла уровне квотирования в наиболее сложном положении могут, по мнению японских импортеров, оказаться те крупные компании, которые оперируют несколькими траулерами-заводами, поскольку для обеспечения рентабельности работы судов на этом промысле необходимо добиться максимально полной загрузки мощностей, что практически невозможно после столь значительного сокращения квот, размер которого за два года составил приблизительно 45%. Сообщается, что у японской стороны уже есть данные о запланированном сокращении судовой группировки на 5 ед., хотя и с учетом тех судов, которые еще нуждаются в ремонте.
Сезон «А» открывается с 20 января и, по мнению импортеров, уже практически ясно, что в нем не сможет принять участие траулер-завод Pacific Glacier. На этом судне еще в сезоне «А» 2008 г. произошел пожар в ходе работы на беринговоморском промысле минтая и вопреки первоначальным сообщениям восстановление работоспособности судна не было завершено к началу летне-осеннего сезона «В». Теперь же, по мнению японской стороны, вообще не имеет экономического смысла торопиться с возвращением его в строй, тем более, что проблемы, вызванные пожаром, оказались более серьезными, чем предполагалось. Квота же, распределенная этому судну на нынешний год, будет, как предполагается, передана траулеру-заводу Alaska Ocean благодаря прошлогоднему слиянию компаний, хотя остается и возможность того, что будет увеличена квота траулера-завода Northern Glacier, который специализированным производителем филе.
Помимо этого на сезон «А» могут сократить размеры своих судовых группировок такие ведущие рыбопромышленные компании, как Trident и American Seafoods co. При этом ASC, которая является самым крупным представителем судового сектора, может, по некоторым оценкам, сократить число задействованных на беринговоморском промысле минтая сразу на 3 ед. (в том числе и вследствие того, что право работы по квоте развития на 2009 г. было передано компании Arctic Storm), включая одного специализи-рованного производителя филе Highland Light. Помимо этого судна в числе возможных кандидатов на временное отстранение от участия в промысел минтая на Аляске упоминаются Northern Jaeger и American Dynasty.
Что касается последнего, то он был активно задействован по завершении сезона «В» на Аляске на промысле хека на тихоокеанском побережье США (штаты Вашингтон, Орегон и Калифорния), работал здесь почти до конца года и поэтому вряд ли сможет быть вовремя подготовленным к промыслу преднерестового минтая на Аляске. По данным японских импортеров, этот траулер-завод заранее был нацелен в прошлом году на участие в промысле минтая только в сезоне «А» 2008 г. и на переход во втором полугодии на промысел хека, поэтому его неучастие в промысле минтая в нынешнем году оценивается как наиболее вероятное.
Компания Trident, которая вообще является крупнейшим участником промысла минтая на Аляске, поскольку помимо своей группировки траулеров-заводов обычно задействует несколько береговых перерабатывающих предприятий, якобы пока планирует оставить вне минтаевого промысла только один траулер-завод (по некоторым данным, либо Seattle Enterprise, либо Kodiak Enterprise, но если учесть то, что Island Enterprise также очень активно участвовал в осеннем промысле хека его возможность быть успешно и быстро подготовленным к промыслу минтая в восточной части Берингова моря тоже находится под большим вопросом).
Что же касается других представителей судового сектора в лице плавбаз, то японские импортеры считают, что все три плавбазы, традиционно участвующие в промысле минтая на Аляске, будут задействованы на этом промысле и в нынешнем году, поскольку их работа тесно взаимосвязана с работой добывающих судов, т.н. ловцов, и здесь решение проблемы не может быть просто механическим. Однако отмечается, что проблема поддержания экономической эффективности работы на промысле минтая в условиях сильно ограниченного размера квот (на сезон «А» выделено только 326,0 тыс.т, из которых на долю судового сектора по коммерческим квотам приходится меньше 150,0 тыс.т) стоит в наступившем году очень остро и без сокращения числа задействованных на этом промысле перерабатывающих судов американским рыбопромышленникам решить ее будет, скорее всего, просто невозможно, поскольку если выставить на Аляску из Сиэтла все потенциально предназначенные для этого суда, то квоты будут выбраны очень быстро.
Сокращение же числа судов позволит рыбопромышленникам сэкономить на содержании экипажей и в целом привести расходы, включая закупку судового топлива и снабжения, в какое-то подобие соответствия размерам квот, однако японские специалисты считают, что сокращение числа судов как мера, призванная сократить расходы участников промысла, будет применима только к работе в сезоне «А», когда основное внимание практически всех участников промысла сконцентрировано на выпуске икры, а к работе в сезоне «В» должны быть выработаны другие подходы. Но в любом случае, как считают японские специалисты, тех американских рыбопромышленников, которые участвуют в промысле минтая на Аляске, ждет в нынешнем году по сути та же проблема, что и автомобилестроителей, а именно реформирования структуры для повышения эффективности.
И в этом смысле приход к власти в США новой администрации вполне может указывать на то, что проблемы с квотами минтая могут принять долгосрочный характер, поскольку и в целом при президентах-демократах квоты были меньше, чем при президентах-республиканцах, и одним из первых назначений новой администрации может стать выбор в качестве главы Национального управления по океанам и атмосфере (в состав этого управления входит служба морского рыболовства, которая отвечает за общий вопросы регулирования рыбопромышленной деятельности) Дж. Любченко, одного из видных представителей (причем женщины, что само по себе не имеет прецедента для этой должности, профессора университет шт.Орегон, работы которой имеют широкое признание на международной арене) тех научных кругов, которые были наиболее активными в отстаивании первоочередности решения проблем парникового эффекта и в целом задач охраны окружающей среды, причем в плане морской биологии на тихоокеанском побережье США, что имеет самое прямое отношение к рыбной промышленности. С учетом того, что Обама заявил о намерении восстановить пост советника президента по научно-технической политике общий вектор внимания новой администрации США может быть, по мнению японских специалистов, в сторону решения экологических проблем, тогда как прежняя администрация во главу угла ставила проблемы экономики и промышленности.
По мнению некоторых специалистов рынка, этот новый вектор не несет в себе ничего хорошего для американских рыбопромышленников, в том числе и с учетом личных качеств и устремлений вероятного руководителя профильного управления, которая годы своей предыдущей деятельности посвятила изучению вопросов негативного влияния промышленных выбросов, коммерческого рыболовства и прочих видов экономической активности и ее следов на состояние морских и прочих экосистем. Но, как отмечается, даже без учета фактора личности руководителя переход власти в руки демократов может иметь достаточно серьезные последствия для работы американских рыбопромышленных компаний, о чем говорит опыт последних приблизительно тридцати лет. Подходы республиканцев и демократов к решению проблем коммерческого рыболовства почти всегда были очень разными, причем демократы проявляли наибольшую озабоченность этими проблемами, о чем говорит пример администрации Клинтона, когда был принят закон об американизации промысла, была сокращена численность крупного перерабатывающего промысла на промысел минтая и был совершен переход от «олимпийской» системы выбора общей квоты на фактически индивидуальные квоты, что должно было снизить давление на ресурсную базу. Одновременно с этим при предыдущей администрации демократов активность борьбы за охрану сивучей стала исключительно высокой, в результате чего даже в условиях очень благоприятного состояния запасов минтая рост ОДУ сдерживался внимание к проблемам поголовья морских млекопитающих. И в целом давление на позиции рыбопромышленников тогда было очень сильным.
Отмечается, что динамика размеров ОДУ минтая на Аляске достаточно четко отражает партийные различия в подходах. После введения США режима экономической зоны (200 миль) с 1977 по 1980 годы в период администрации демократа Картера средний ОДУ минтая в восточной части Берингова моря был на уровне всего 960,0 тыс.т, затем при администрации республиканца Картера в период с 1981 по 1988 годы он увеличился до 1137,5 тыс.т, при Буше-отце в период до 1992 г. он увеличился до более чем 1300,0 тыс.т, но при демократе Клинтоне в период с 1993 по 2000 годы он был вновь сокращен до приблизительно 1180,0 тыс.т, однако при Буше-сыне он опять пошел в рост и увеличился до более чем 1400,0 тыс.т. Очевидно, что динамика ОДУ в основе своей имеет все же состояние промысловых запасов, однако и позиция властей оказывает свое и очень серьезное влияние на все аспекты.
По мнению японских импортеров, позиций в США различных групп, фондов и вообще сторонников охраны окружающей среды уже стали заметно активнее, они выступают часто как победившая сторона и поэтому крупным и средним рыбопромышленным компаниям стоит готовиться к росту давления со стороны как этих групп, так и самих властей. Некоторые прогнозируют и рост экстремизма, особенно в плане различных кампаний за отказ от потребления продукции промышленного рыболовства. Определенные и довольно серьезные сомнения стали вызывать у специалистов рынка и перспективы восстановления на 2010 г. ОДУ минтая на Аляске до уровня 1230,0 тыс.т, которые основываются на решениях декабрьского заседания по регулированию промысла донных. Но до проявления в конкретных действиях позиции новой администрации все эти ожидания остаются недостаточно обоснованными и совершенно не создают почвы для конкретного планирования действий со стороны самих рыбопромышленных кругов.