Обзор мирового импорта устриц
Как пишет Seafood International, крупнейшим импортёром устриц в объёмном и стоимостном выражении являются США, за ними следуют Япония и Италия. Гонконг, Франция, Канада и Тайвань также являются крупнейшими импортёрами устриц, но стоимость импорта сильно отличается.
Самую высокую цену (в американских долларах) за импорт предлагает Австралия (6,29 долларов за килограмм), за ней следует Швейцария (5,77 долларов за килограмм) и Япония (5,34 доллара за килограмм). Самую низкую цену платят в Таиланде (1,20 долларов за килограмм), Тайвань (1,25 долларов за килограмм) и Макао (1,41 долларов за килограмм). В 2004 году средняя импортная цена составила 4,27 долларов за килограмм.
Китай
Китайские потребители в основном предпочитают живые морепродукты. Там, где живая продукция слишком дорогая, они выбирают мороженую продукцию, за ней следую консервированная или вяленая продукция. Несмотря на более высокие цены на импортную рыбную продукцию, молодые и обеспеченные китайские потребители стремятся покупать иностранную рыбную продукцию, которая отличается от местной продукции.
Однако для более взрослого поколения в Китае цена играет важную роль и является определяющим фактором при покупке.
Китай до 1992 года вообще не импортировал устриц, а после только в маленьких количествах. Единственным позицией в импорте является живая, свежая или охлаждённая устрица. В 2004 году общий импорт составил всего 553 тонн стоимостью 2,1 миллиона долларов.
Гонконг
Известно, что значительная часть морепродуктов, импортированных в Гонконг, переправляется дальше на материк, поэтому сложно проследить, сколько в действительности импортируется продукции и как много её потребляется в определённом административном регионе.
В 2004 году Гонконг импортировал свыше 5 000 тонн устриц стоимостью 28,6 миллионов долларов. Импорт в основном состоял из живых, свежих или охлаждённых устриц (1 927 тонн стоимостью 8,6 миллионов долларов), мороженого мяса устриц (1 715 тонн стоимостью 4 миллиона долларов) и сушёных устриц (1 053 тонн стоимостью 13,5 миллионов долларов).
Сингапур
Хотя в Сингапуре живёт чуть больше 3 миллионов человек, экспортёры устриц считают сингапурский рынок очень перспективным. Сингапур является главным дистрибьюторским центром в юго-восточной Азии, и товары, импортируемые для реэкспорта, не подлежат таким же требованиям, как товары, импортируемые для потребления.
Местные импортёры в Сингапуре покупают живые, свежие, охлаждённые и мороженые морепродукты для дистрибуции и розничной продажи. Большая часть продукции доставляется по воздуху. Основными дистрибьюторскими сетями являются супермаркеты, рынки свежей рыбы, предприятия общепита и дорогие отели и рестораны.
Япония
Япония является вторым крупнейшим импортёром устриц. Первое место по импорту этого продукта в последние несколько лет занимают США. Важно отметить, что большое внимание, уделяемое качеству и безопасности рыбной продукции в Японии, привело к росту спроса на более дорогую устрицу, которую едят в свежем виде в ракушке. Особенно высокий спрос отмечается на устрицы правильной формы.
Японское производство устриц намного отстаёт от внутреннего спроса. Япония уже покупает мясо устриц из США, но перевозка живых устриц по воздуху увеличивает затраты американских продавцов на 10%. Этот продукт продаётся в устричные бары и дорогие отели и рестораны.
Исследования показывают, что японские потребители настороженно относятся к употреблению устриц вне сезона из-за проблем, связанных с безопасностью продукта. Традиционно японцы едят устриц в течение японской зимы (с октября по март).
Тайвань
Тайский импорт морепродуктов в 2004 году по стоимости составил 320 миллионов долларов. Морепродукты являются ключевым продуктом в рационе тайцев. Устрицы являются популярным продуктом на всех банкетах.
Страна традиционно является нетто-экспортёром морепродуктов, однако местные потребители в последнее время стали отдавать предпочтение импортным морепродуктам, включая устриц.
В долгосрочном плане ожидается, что тайский импорт морепродуктов вырастет, и среди причин называются увеличение дохода на душу населения, желание употреблять здоровую пищу, продолжающиеся снижения тарифов и сокращение внутреннего производства рыбной продукции.
Европа
За сезон 2005-2006 положение на рынке устриц стабилизировалось, и прогнозы были положительными. На французском рынке это возможно произошло благодаря увеличению маркетинговых усилий.
Считается, что французская устричная отрасль с её переходом от торговли на принципах сбыта обычного товара к маркетингу, нацеленному на потребителя, может быть взята за образец другими производителями морепродуктов. Но, как обычно, последние две недели года определяют годовые результаты по продажам устриц на большей части европейских рынков, так как в этот период традиционно наблюдается высокий спрос на этот продукт.
Как и в Японии, основной проблемой для поставщиков устриц является сезонность потребления на крупных рынках, таких как Франция и Италия. Необходимы маркетинговые усилия, чтобы обеспечить потребление устриц круглый год.
Мороженые устрицы
Сейчас на крупных рынках, особенно в США, наблюдаются тенденции роста популярности мороженых устриц (в целой раковине или на половинке). Это может привести к началу совершенно новой эры в маркетинге устриц.
Импорт живых устриц в страны ЕС (по объёму в тыс. тонн) | |||||
Страна | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год |
Бельгия | 1 763 | 1 521 | 1 932 | 2 390 | 2 040 |
Франция | 2 636 | 3 531 | 3 020 | 2 894 | 2 882 |
Германия | 766 | 830 | 744 | 605 | 613 |
Италия | 5 297 | 5 775 | 5 955 | 5 713 | 5 837 |
Испания | 1 313 | 1 590 | 2 322 | 2 338 | 2 138 |
Великобритания | 237 | 393 | 421 | 363 | 395 |
Другие | 588 | 645 | 962 | 697 | 701 |
Всего | 12 600 | 14 285 | 15 356 | 15 000 | 14 606 |
Источник: ФАО Globefish |
Импорт живых устриц в страны ЕС (по стоимости в тыс. долларов) | |||||
Страна | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год |
Бельгия | 5 741 | 5 680 | 6 761 | 8 504 | 9 322 |
Франция | 4 736 | 6 081 | 6 342 | 7 301 | 8 191 |
Германия | 1 927 | 1 912 | 2 314 | 2 264 | 2 725 |
Италия | 9 053 | 9 767 | 11 190 | 14 465 | 17 539 |
Испания | 3 448 | 4 611 | 8 265 | 10 426 | 9 795 |
Великобритания | 379 | 969 | 1 083 | 1 038 | 1 113 |
Другие | 2 051 | 2 346 | 2 484 | 3 542 | 3 866 |
Всего | 27 335 | 31 366 | 38 439 | 47 540 | 52 551 |
Источник: ФАО Globefish |