Обзор мирового предложения сурими в 2007 году
В 2007 году совокупный объем поставок сурими в Японию составил 370.000 тонн.
Поставки сурими из минтая постепенно снижались, при этом как импортного сырья, так и сырья от местных производителей. Соотношение сурими из минтая к филе продолжает сокращаться в связи с большим спросом на филе. С другой стороны, производство сурими из itoyori и других видов рыб увеличилось, заменяя, таким образом, сурими из минтая. В этом году представляется, что поставки такого сырья достигнут 140.000 тонн. Об этом сообщает BANR.
Производство сурими развивалось бурными темпами в Индонезии, Вьетнаме и Малайзии. В Таиланде, наоборот наблюдается спад производства. В Индии также наблюдается некоторое затишье в инвестициях в производство.
Во второй половине 2007 года основное внимание на рынке вызывало движение цен. В первой половине 2007 года цены на сурими выросли, хотя до этого во второй половине 2006 года цены впервые за шесть лет снизились.
Япония остается крупнейшим потребителем сурими в мире. Поэтому цены на сырье в Японии являются ориентиром для рынков других стран.
Кроме этого, необходимо добавить, что на цены влияет также изменения в доле импортеров. Представляется, что основные мировые импортеры будут по-прежнему определять цены во второй половине 2007 года и в последующий период.
США
Объем экспорта США в Японию, скорее всего, останется на более низком уровне и составит 110.000 тонн. Высокие цены в сезоне «А», возможно повлияют на цены и в сезоне «В».
В США продолжается тенденция увеличения производства филе минтая и БГ потрошеного минтая, что способствует постепенному спаду производства сурими.
Поставки в Японию также снизились.
Производство сурими в США в сезоне «А» достигло объема 68.553 тонн, что означает снижение на 10,4% по сравнению с уровнем 2006 года.
Объем производства в главных районах промысла, в Беринговом море и на Алеутских островах достиг 66.101 тонн, что на 7,9% ниже. Объем промысла в заливе Аляска резко снизился на 49% до 2440 тонн. Причиной снижения объемов вылова стало сокращение квот на более чем 5% и увеличение производства филе и БГ рыбы на 10%.
Особенно вырос объем производства филе на береговых предприятиях, при этом на плавбазах выросло производство БГ потрошеной продукции.
10 июня 2007 года начался сезон «B». На сезон «B» установлены следующие квоты: 365.841 тонн для береговых предприятий, 292.673 тонн для траулеров-рыбозаводов, 73.168 тонн для плавбаз и 83.640 для местных общин, так называемых community development quota (CDQ), квоты для развития прибрежных поселков.
Представляется, что вылов в текущем сезоне «B» чуть превысит уровень 90.000 тонн (для сравнения в 2006 году производство составило 101.519 тонн).
Импорт Японии продукции сурими из США к маю 2007 составил 42000 тонн, что на 5,7% ниже уровня 2006 года.
По прогнозам аналитиков, такая тенденция продолжится и во второй половине 2007 года, а совокупный объем составит около 110.000 тонн в год, включая тихоокеанскую мерлузу (Pacific whiting).
Некоторые производители сурими продавали свою продукцию в сезоне «А» по цене на 10 йен/кг выше, чем в сезоне «В», в свою очередь, другие производители продавали сурими по цене на 20 - 30 йен дороже.
В связи с сокращением объемов производства многие аналитики предсказывают, что формирование цены в сезоне «В» будет происходить медленно.
Европа и Россия
Объем импорта сурими в Японию из Европы увеличился.
Из-за того, что судно Atlantic Navigator (бывшее American Monarch) закончит промысел в июле 2007 года, объем импорта в этом году, скорее всего, превысит уровень 2006 года.
В Европе два траулера-рыбозавода занимаются производством сурими из путассу.
Траулер Atlantic Navigator начал промысел в декабре 2005 года, в 2006 году объем его производства составил около 12000 тонн сурими.
Совокупный объем производства (включая судно Joseph Rotty) составил 15000 тонн, из которых 6000 тонн пошло на экспорт в Японию.
В мае в Японию было доставлено, по данным таможни, 4000 тонн груза, что свидетельствует об увеличении на 40%.
Если эти темпы сохранятся и дальше, то к концу года объем составит 9000, однако судно Atlantic Navigator прекратит промысел. Причиной этого решения стало переоборудование его для промысла и производства криля в Антарктике.
Производство сурими на Atlantic Navigator закончится в сентябре 2007 года.
Во второй половине 2007 года единственным судном, который будет производить сурими, будет Joseph Rotty.
По прогнозам, поставки из России останутся на нулевом уровне.
Квоты России на минтая в этом году увеличились до 1.3 млн. тонн (в 2006 году квоты составили 1,08 млн. тонн). В связи с этим, некоторые эксперты высказывали мнения, что производство сурими в море может быть возобновлено, однако конкретных сроков пока не обнародовано.
Новая Зеландия
Поставки сурими из южной трески в Японию из Новой Зеландии в совокупности достигли объема 1600 тонн.
Как и в 2006 году два японских траулера будут продолжать производство сурими из южной трески в Новой Зеландии.
Количество судов постепенно снизилось с 4 в 2002 году, до 3 в 2003 году и до двух в 2004 году. Выловленный новозеландский макруронус (hoki) с 2003 года перерабатывается на продукты в панировке и филе.
В 2007 году спрос на продукты в панировке и филе также высок. Поэтому нет оснований полагать, что макруронуса начнут перерабатывать на сурими.
Объем производства сурими из южной трески в 2005 - 2006 гг составил 1600 тонн, для сравнения объем 2004 года достиг 1800 тонн продукции.
Траулеры продолжат промысел макруронуса до августа 2007 года, южной трески до сентября 2007 года.
Ожидается, что объем производства сурими в этом году составит 1600 тонн.
Южная Америка
В Аргентине ожидается спад производства сурими, в то же время ситуация в Чили не изменится.
В Южной Америке производством сурими занимаются три судна в Аргентине и одно судно в Чили и в районе Фолклендских островов.
С 2004 года квоты Аргентины на вылов южной трески составили 55000 тонн, на вылов макруронуса 200.000 тонн.
В этом сезоне судно Centurion достигло обычного объема выловленной рыбы, в свою очередь, выловы Yamato уменьшились, а объем производства снизился.
Судно Centurion в 2007 году планирует поставить оборудование для производства сурими, которое будет снято с судна Atlantic Navigator (бывший American Monarch, который когда-то, будучи в чартере у «Дальморепродукта», производил сурими на российском ДВ).
Работа по переводу судна на производство сурими может привести к простою, что возможно приведет к тому, что объем производства сурими может снизиться ниже уровня 2006 года (8000 тонн). В Чили только судно Union Sul занимается производством сурими. Квоты судна на южную треску составляют 18.000 тонн, на макруронуса - 154.000 тонн.
По данным некоторых источников, рост производства судна происходит теми же темпами, что и в прошлом году.
Хотя на судне планируют увеличить производство филе макруронуса, ожидается, что объем производства сурими останется на уровне прошлого года (7500 тонн из южной трески и 1000 тонн из макруронуса).
Судно Fukuei-maru, (бывшее Shinko-maru) компании Nippon Suisan Kaisha в настоящее время ведет промысел и производство сурими в районе Фолклендских островов. В 2006 году объем производства составил 2500 тонн.
Азия
Объем импорта сурими из Таиланда в настоящее время снижается. В тоже время увеличился объем ввозимой продукции из Индии. Кроме этого, внимание участников рынка в настоящее время приковано к вьетнамским компаниям, которые в активно вкладывают деньги в развитие производства.
Объем импорта Японии из Таиланда, скорее всего, будет постепенно снижаться.
Объем импорта из Индии, Индонезии и Вьетнама будет расти.
Импорт из Таиланда постепенно снижался, начиная с 2002 года, когда объем импорта достиг своего пика в 100.000 тонн.
Объем импорта сурими из itoyori из Таиланда с мая 2006 года снизился на более чем 6% по сравнению с уровнем 2005 года.
Поставки сырья из Индонезии и Мьянмы также ограничены, а тайские производители сурими переживают трудные времена, в связи с повышением цен на топливо и курсом тайского бата.
По данным некоторых японских импортеров, в настоящее время объем производства сурими высокого качества в Таиланде снижается, и товар не доставляется, даже когда контракты уже заключены. Кроме этого, по данным тех же импортеров, они столкнулись с трудностями, когда пытались ввезти сурими большими объемами.
Ввоз сырья из Индии в первой половине 2007 года был стабилен.
Объем импорта в мае 2007 года составил 13600 тонн, что на 7% больше того же периода 2006 года.
В марте 2007 года компания Gadre Marine Export PVT. Ltd., (один из крупнейших операторов на азиатском рынке сурими), открыла новый завод по переработке сурими. Производственная мощность завода составляет 150 тонн в день.
Планируется, что завод полностью вступит в производство в августе 2007 года, после окончания сезона дождей.
При условии стабильных поставок сырья завод существенно увеличит объем выхода продукции компании.
Ожидается, что импорт Японии из Индии увеличится по сравнению с уровнем 2006 года.
Во Вьетнаме увеличилось количество заводов по производству сурими, в настоящее время в стране действует около 30 заводов по переработке сурими.
На Мьянме объем производства компании Pelong Chanta Co., с которой японская компания Takmasa Co.намерена расширить сотрудничество, составил в 2006 году 1800 тонн сурими, в основном из горбыля и itoyori, что примерно на уровне прошлого года.
По словам руководства компании Takamasa Co., размеры горбыля и itoyori в Андаманском море уменьшились, причем причина этого пока неизвестна.
И хотя объемы производства сурими и можно сохранить на уровне 2006 года, качество продукции будет ниже, в связи с маленьким размером рыбы.
Повышение цен на топливо оказало негативное влияние на производство Мьянмы, затраты здешних компаний увеличились на 50%.
В компании Takamasa Co. пока не поднимали цены на сурими, однако в компании озабочены поиском новых путей и способов снизить затраты на производство.
В компании планируют расширить услуги оказания технологической поддержки заводу по производству сурими в Бангладеш. Так, к концу августа будет построен новый завод, запуск которого планируется осуществить до конца 2007 года.