Обзор проблем и достижений в переработке рыбных отходов на Аляске

9 января 2007 11:21

 Ежегодно до 500.000 тонн отходов рыбной отрасли перемалывается и выбрасывается в Тихий океан в американском штате Аляска. Есть такая американская загадка, какие штаты простираются дальше всего на восток, на запад и на север - ответом на загадку будет штат Аляска. Дело в том, что цепь Алеутских островов простирается так далеко на запад, что пересекает международную линию перемены дат и становится востоком.

Береговая линия Аляски простирается на 30.000 миль (48.309 км), что больше, чем на всей остальной территории США. Кроме этого, штат богат рыбными ресурсами одинаково по объему и по стоимости. Воды Аляски изобилуют крабами, треской, палтусом, угольной рыбой, минтаем

и всеми видами тихоокеанского лосося.

Dutch Harbor (Голландский порт) который находится на Алеутских островах, считается самым крупным портом Америки по объему выгрузок. В 2004 году выгрузки в этом порту составили около 900 млн. фунтов (410.000 тонн).

Естественно, что такой объем ресурсов предполагает также и огромное количество побочных продуктов. Однако это не совсем так. Так, на заводах первичной переработки на Аляске перерабатывают некоторые части рыбы, которые обычно употребляют в пищу в Азиатских странах, однако, которые выбрасываются в других штатах США.

Многие переработчики отправляют головы, желудки, плавательные пузыри, молоки и икру некоторых видов рыб в Азиатские страны. В некоторых случаях икра на Аляске также становится продуктом питания, а все остальное отходами. Это достигает своего апогея при добыче икры сельди и лососевых, когда икра забирается у рыбы в момент высочайшего качества, но мясо рыбы уже начинает разлагаться.

По данным Американского института сельскохозяйственных исследований, в 2000 году на Аляске было произведено до 1 млн. побочных продуктов, однако производством рыбмуки занимаются только семь прибрежных заводов, в результате, более половины отходов не было переработано, а просто перемолото и сброшено в океан.

Транспортировка

Отличительной особенностью Аляски является то, что ее огромная территория в 600.000 кв. миль (966.184 кв. км) обслуживается только 14100 милями (22705 км) дорожного полотна. Поэтому для большинства рыбацких населенных пунктов единственным способом сообщения является воздушная и морская транспортировка.

Воздушные перевозки достаточно распространены на Аляске, однако это довольно дорого, поэтому вряд ли можно рассчитывать на широкое распространение воздушных перевозок при транспортировке отходов.

Выходом здесь является морская транспортировка, однако и это сопряжено с некоторыми трудностями. Так, существует прямое сообщение между портом Dutch Harbor на Аляске и азиатскими странами, однако большая часть судов с материка вынуждена заходить сначала в порт Сиэтла, где многие крупные переработчики из Аляски имеют свои филиалы. Отгрузка из Аляски происходит по закону Jones Act, который предписывает транспортировку всех грузов из одного американского порта в другой на судах, построенных, принадлежащих Америке и с американским экипажем, что дороже транспортировки под удобным флагом. Данный закон распространяется на все товары, курсирующие между двумя американскими портами, однако грузоотправители Аляски в данном случае чувствуют себя обделенными, поскольку не только зависят от морского транспорта, но и вынуждены каждый раз заходить в порт Сиэтла независимо от конечного места назначения груза.

Поэтому становится вполне понятно, почему переработчикам выгоднее сбрасывать отходы в океан, чем перерабатывать, тем более что низкая стоимость весовых товаров не покрывает высокие затраты на их транспортировку.

Лосось

Многие рыбацкие поселки живут только благодаря добыче лососевых видов. Всегда считалось, что сезон лососевой путины длится слишком мало, а объем вылова слишком велик для того, чтобы переработать на муку все рыбные отходы. Дикий тихоокеанский лосось очень отличается от фермерского атлантического лосося, минтая и палтуса.

На Аляске ведется промысел пяти видов тихоокеанского лосося: чавычи, нерки, кеты, кижуча, горбуши, которые отличаются по размеру, содержанию жира и количеству. Кроме этого, эти виды отличаются сезонностью, в частности, чавыча и нерка идет на нерест поздней весной и ранним летом, кета, кижуч и горбуша идут на нерест поздним летом, в начале осени.

Поэтому для тех рыбацких населенных пунктов, которые имеют возможность вести промысел всех пяти видов, лососевая путина длится весь период с июня по август включительно.

Однако некоторые поселки на материке имеют возможность вести промысел только одного вида, например, чавычи, которая мигрирует на наиболее далекие расстояния для метания икры до 2000 миль (3221 км) вверх по реке Юкон. Некоторым береговым деревушкам наоборот достается только горбуша, которая обычно нерестится там, где река впадает в океан. Так, относительно небольшое количество чавычи вылавливается рыбаками на материке и, поскольку дорожное сообщение не развито, рыбаки никак не утилизируют отходы, а самого лосося БГ потрошеного транспортируют самолетом.

Горбуша идет на нерест в очень больших количествах, однако в течение короткого времени (4 - 6 недель). Обычно горбушу в обезглавленном виде используют в консервной индустрии, цены на горбушу стали падать после Второй Мировой Войны.

Поскольку горбушу перерабатывают со шкурой и костями, остается меньше отходов, поскольку перерабатывается большая часть рыбы. Тем не менее, некоторые переработчики экспериментируют и производят консервированное филе горбуши без костей и шкуры, что увеличивает количество отходов. Еще более серьезная ситуация наблюдается с кетой. Дело в том, что мясо горбуши довольно вкусное и, если расширить ассортимент продукции и решить проблему короткой путины, то данный вид рыбы мог бы стать популярным не только в качестве консервов, но и в виде замороженного филе и порций.

Основная же ценность кеты - это ее икра. Качество икры зависит от места вылова рыбы. Кета дегенерирует перед метанием икры. Мясо теряет запах, цвет, содержание жира падает, и консистенция мяса ухудшается и т.д. Если икру извлечь раньше, то рыбу еще возможно переработать на консервы, однако, если выждать до последнего, то икра достигнет лучшего качества, а мясо станет непригодным для пищи.

Для примера приведем некоторые цифры по количеству отходов производства на одном из заводов по переработке лосося в 2003 году. Этот завод перерабатывает все виды тихоокеанского лосося плюс в период межсезонья палтуса и угольную рыбу.

В мае 2003 года - 43 тонны отходов производства красной нерки, в июне объем отходов составил 401 тонну, из которых 337 тонн составили отходы за последнюю неделю производства, когда начался нерест горбуши. В июле - 1172 тонны отходов (горбуша), в августе это число составило уже 1241 тонну из которых 894 тонны составили отходы от переработки горбуши и кеты. Трудно представить о какой рациональной утилизации может идти речь при таком режиме работы.

Каждый перерабатывающий завод на Аляске имеет разрешение Агентства по защите окружающей среды, согласно которому завод имеет право сбрасывать в море до 10 млн. фунтов (4536 тонн) отходов в год, при этом они должны быть перемолоты до диаметра 1,3 см, а воды океана должны быть в состоянии справиться с таким объемом. Если завод превышает данный лимит, он закрывается.

Рыбмука

Для того чтобы перерабатывать отходы производства на рыбмуку, необходима большая производительность труда либо сотрудничество с соседними переработчиками, чтобы они вовремя поставляли отходы. Заводам компаний Kodiak и Seward удалось этого добиться. На Алеутских островах, где сосредоточены крупнейшие перерабатывающие предприятия Аляски заводы, перерабатывающие муку, объединены в одну компанию.

Завод UniSea в порте Dutch Harbor перерабатывает 2 млн. фунтов (907 тонн) минтая в день и приблизился более, чем какая-либо другая компания к тому, что подвергает переработке все, не оставляя при этом отходов.

На заводе UniSea восстанавливают белок, полученный при вымывании сурими высокого качества, и добавляют его в сурими более низкого качества.

Когда в компании узнали, что желудки минтая являются деликатесом в Корее, то специально разработали аппарат для их отделения и очистки.

В компании производят рыбмуку из белых видов рыб высокой стоимости, которая поставляется на азиатские фермерские рынки, например, на фермы по разведению угря. Кроме этого, завод производит рыбий жир.

На Алеутских островах есть и другие компании, которые имеют заводы по производству рыбмуки с вертикальной системой, например, Trident или Westward Seafoods. Тем не менее, большинство компаний на материке не имеют такой возможности, хотя из отходов лососевого производства можно производить рыбий жир, рыбмуку, компост, жидкий рыбный белок.

Компост

По данным последних опросов общественного мнения в рыбацких населенных пунктах на Аляске, компост из отходов лососевого производства является едва ли не самым популярным продуктом. На юге Аляски предпринимались некоторые попытки по открытию заводов по производству удобрений, причем это были как небольшие производства, так и крупномасштабные проекты. Из наиболее известных попыток можно назвать попытку племени Tlingit в провинции Кейк производить дорогой продукт для реализации в других штатах.

Продукт имел название «Totem Soil» и был очень хорошего качества, имел отличную упаковку и марку органического удобрения, однако в настоящее время снят с производства из-за финансовых трудностей.

Ассоциация Индейцев Санкт - Петербурга начала производство удобрение высокого качества, однако по тем же причинам (затраты на транспортировку высоки, а Ассоциация является некоммерческой организацией) производство закрылось.

Компания Copper River Watershed занимается производством компоста в небольших количествах уже на протяжении трех лет, и в настоящее время планирует открыть завод по переработке рыбмуки в Cordova.

Производство компоста на Аляске представляется очень привлекательным бизнесом, прежде всего из-за своей кажущейся легкости вследствие огромного количества отходов рыбного производства.

Однако крупное производство компоста может быть связано с некоторыми техническими и финансовыми трудностями, которые не видны на первый взгляд.

Продукт гидролиза рыбного белка

Теоретически путем гидролиза рыбного белка можно производить материалы, которые повышают цену любого продукта. Уже на протяжении нескольких лет в компании Sandro Lane of Alaska Protein Recovery (APR) используют баржу (79 м на 18 м), где установлено оборудование для выработки белка и рыбьего жира. Баржа может зайти в любой порт и уже там перерабатывать отходы, при этом демонстрируя технологию.

Однако необходимо отметить, что, как и всякий новый проект, проект APR нуждается в денежном вливании. Существует несколько проблем, с которыми сталкиваются компании, занимающиеся восстановлением белка, и APR не стала исключением.

Во-первых, оборудование для гидролиза не является стандартным, которое можно купить в магазине, поэтому его приобретение требует дополнительных затрат.

Во-вторых, поскольку конечный продукт жидкий и его нужно в течение определенного времени хранить при определенной температуре, он более подвержен заражению извне.

Наконец, если рыбмука является продуктом, который легко реализовать в развес, то жидкий белок очень трудно реализовать.

Рыбий жир

С производством рыбьего жира на Аляске связано несколько аспектов.

В компании UniSea используют рыбий жир для отопления производственных помещений. Около 80% всего дизельного топлива производится из рыбьего жира.

При этом в условиях Аляски рыбий жир выгоднее перерабатывать на топливо, чем на корм, который еще требует затрат на упаковку и транспортировку.

Хотя Аляска и является производителем топлива, затраты на топливо здесь более высокие, чем в остальных штатах США, поэтому повышение цен на топливо является самым большим стимулом для переработчиков отходов рыбного производства.

Рыбмука

Рыбмуку, как и жидкий белок производят обычно в сочетании с рыбьим жиром. В последние годы цены на рыбий жир и рыбмуку выросли. Несколько месяцев назад на бирже цена муки из лососевых пород составляла 1050 - 1100 долларов США за тонну с борта в любом порту Аляски.

В то же время цена дизельного топлива на основе рыбьего жира достигла 3,15 долларов США/галлон (83 цента/литр) при продаже оптом.

В 2004 году в одном рыбацком поселке Аляски нашли возможность открыть небольшой завод по производству рыбмуки, которому прочили окупаемость через два года и стабильный доход даже при цене на муку 450 - 550 долларов США за тонну.

Однако переработчики отказались построить завод. Одной из причин этого является то, что функции Агентства по вопросам охраны в местных водах часто передаются отдельным штатам и по всей вероятности в следующие несколько лет эти функции перейдут к Аляске. Поэтому многие на Аляске думают, что это позволит им перемалывать и сбрасывать отходы в океан в любом количестве.

Все-таки основной причиной является то, что переработчики полагают, что зарабатывать деньги на отходах производства нереально, при такой короткой путине, плохих дорогах. В то же время переработчики Аляски не могут не обратить внимание на рост цен на рыбмуку до 1000 долларов США за тонну.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>