Обзор производства рыбы и морепродуктов на тихоокеанском побережье Канады
В 2005 году рыбной сектор в канадской провинции Британская Колумбия оценивался почти в 1,2 миллиарда канадских долларов (1,06 миллиарда долларов США) по оптовой стоимости, при этом свежая продукция составила более половины продаж.
В провинции ведётся промысел более 80 видов рыбы в промышленном масштабе. По объёму наиболее важными являются донные виды, такие как хек, морской окунь, тюрбо, палтус, угольная рыба, камбала, кошачья акула и другие. На долю хека приходится более 61% выгрузок.
В 2005 году общий вылов донной рыбы составил 168 500 тонн стоимостью 156,7 миллиона канадских долларов (137,8 миллиона долларов США), а стоимость оптовых продаж составила 278,4 миллиона канадских долларов (244,9 миллиона долларов США). В то время как общий объём снизился на 7% в 2004 году, стоимость выгрузок выросла на 5,5%. Частично это было связано с увеличением выгрузок дорогих видов, при этом объёма выгрузок тюрбо увеличился в три раза, а объём угольной рыбы - в два раза.
Что касается сектора моллюсков и ракообразных (диких и фермерских), то объём немного снизился. Стоимость фермерской продукции выросла на 1,5 миллиона канадских долларов (1,3 миллиона долларов США), тогда как стоимость выловленной продукции снизилась почти на 5 миллионов канадских долларов (4,4 миллиона долларов США).
На долю ферм, специализирующихся на выращивании моллюсков и ракообразных, приходится около половины от общего производства аквакультурной продукции в провинции Британская Колумбия. Основными фермерскими видами являются клэмы и устрицы, в то время как мидии, морской гребешок, пектункулюс и речные раки составляют незначительную часть производства.
В 2005 году на долю гигантской (тихоокеанской) устрицы пришлось 79% от общего объёма вылова и 45% - от стоимости, в то время как на долю клэмов пришлось всего лишь 19% объёма, но 49% - от стоимости. Основным рынком для моллюсков и ракообразных из Британской Колумбии являются США, поэтому укрепление курса канадского доллара вызывает беспокойство.
Общие выгрузки с промысла моллюсков немного снизились в 2005 году по сравнению с 2004 годом: на 14% в объёмном показателе до 27 100 тонн и на 4% по стоимости до 129,1 миллиона канадских долларов (113,6 миллиона долларов США).
В объёмном показателе краб является самым важным видом, вылов которого составляет 5 600 тонн или 21% от общего объёма вылова. За ним следуют красный морской ёж с 14% долей (3 900 тонн) и креветки с 8% долей (2 100 тонн). Важность представляют также и пектункулюс, клэм, морской гребешок, морской огурец и креветка.
Вылов краба сократился как в объемном, так и стоимостном показателе в 2005 году, в то время как вылов креветки значительно вырос по стоимости с 30 миллионов канадских долларов (26,4 миллиона долларов США) до 43,2 миллиона канадских долларов (38 миллионов долларов США).
Выгрузки дикого лосося всегда были непостоянными, а в 2005 году общие выгрузки немного выросли и составили 26 200 тонн по сравнению с 25 600 тоннами в 2004 году.
Однако стоимость выгрузок снизилась на 37% с 52,6 миллиона канадских долларов до 32,9 миллиона (28,9 миллиона долларов США). Это было связано главным образом со снижением стоимости горбуши и сокращением объёмов выгрузок дорогих видов (чавычи и красной нерки). Эта тенденция продолжалась в 2006 году.
Производство фермерского лосося в 2005 году увеличилось по сравнению с 2004 годом.
На долю атлантического лосося пришлось 77% производства (53 800 тонн), а на долю тихоокеанского - 23% (16 500 тонн). Стоимость франко-ферма атлантического лосося составила 252,3 миллиона канадских долларов (222 миллиона долларов США), а стоимость франко-ферма тихоокеанского лосося составила 66 миллионов канадских долларов (58,1 миллиона долларов).
Общая оптовая стоимость фермерского лосося выросла на 22% с 287,4 миллиона канадских долларов (252,9 миллиона долларов США) до 351,1 миллиона (308,9 миллиона долларов США). Это связано с увеличением объёма производства атлантического лосося по сравнению с тихоокеанским лососем, наряду с повышением цен на рынке.
Новые виды
Немногие производители рискуют заняться выращиванием новых видов. Наибольший успех был достигнут в выращивании угольной рыбы (Anaplopoma fimbria).
Известная также как чёрная треска, эта рыба имеет упругое белое мясо и высокое содержание жира. Она пользуется популярностью у американских покупателей.
Компания Totem Seafarms пыталась вырастить угольную рыбу с тех пор как 10 лет назад были выращены первые молодые особи. В 2006 году компания уже имела 50 тонн рыбы для вылова. На её отдалённой ферме в районе побережья Sunshine в провинции Британская Колумбия компания выращивает угольную рыбу вместе с атлантическим и тихоокеанским лососем.
Компания Totem Seafarms тесно сотрудничает с Sablefin Hatcheries, которая базируется на острове в районе Ванкувера и у которой они покупают фингерлингов, и с Taplow Feeds, которая разрабатывает питательный рацион для угольной рыбы. Этот рацион разрабатывается в соответствии с критериями Европейских органов по выдаче органических сертификатов. Но власти Британской Колумбии оттягивают ратифицирование органических аквакультурных стандартов, поэтому рыба не может официально называться органической.
Рыбу кормят вручную, осуществляется тщательный контроль за болезнями или другим проблемами. Её откармливают до размера 5+фунтов за 18-22 месяца. Её вылавливают вручную из садков раз в неделю, оглушают и выпускают кровь, затем отправляют на местный перерабатывающий завод в лотках со льдом. С завода она перевозится в Ванкувер для дальнейшей дистрибуции.
Компания продаёт свою продукцию в сашими-рестораны и дорогие рестораны в Британской Колумбии и США, а также на растущий рынок в Великобритании, где крупная оптовая компания M&J Seafood является единственным агентом.
Компания Totem Seafarms также производит ограниченное количество копчёной угольной рыбы для местных продаж, но надеется увеличить объёмы в будущем.
Регулирование промысла
В мае 2006 года в промысле донной рыбы в провинции Британская Колумбия наступил переломный момент, так как была внедрена совершенно новая система регулирования промысла, нацеленная на сохранение запасов.
Долгое время правительство расходилось во мнениях с органами защиты окружающей среды, выступающими против предыдущей системы лицензирования отдельных видов, которая создала условия нерегулируемого и обязательного выброса прилова.
По оценкам органов защиты окружающей среды, в год выброс прилова составлял 13 608 тонны рыбы, при этом прилов морского окуня приводил к 100% смертности. В результате промысел не регулировался и стал неустойчивым.
В 1999 году правительство представило документ для обсуждения этой проблемы, но потребовалось ещё три года, прежде чем отрасли была предложена стратегия сохранения прибрежных запасов (Inshore Rockfish Conservation Strategy).
Согласно этому документу, весь морской окунь должен регистрироваться и выгружаться; вылов морского окуня должен регулироваться в установленных районах; рыбодобытчики лично должны нести ответственность за вылов и обязательно должен осуществляться мониторинг в море и при выгрузке.
Эту стратегию необходимо было преобразовать в план, который был бы приемлем для рыболовной отрасли. Для этой цели были созданы две группы: Интегрированный совещательный комитет по промышленному лову донной рыбы (CGIAC), представляющий всех держателей долей и фракция представителей отрасли (CIC), которая состояла из представителей перерабатывающей и рыболовной отрасли.
В результате, после длительных переговоров появился план регулирования помысла донной рыбы, который проходит трёхлетний испытательный срок.
Для контроля используется электронная и видео - мониторинговая система в море для всех судов, ведущих промысел донной рыбы садками, крючковыми орудиями и ярусами. Для вылова донной рыбы тралами на борту необходимо иметь наблюдателей.
Все данные с промыслов поступают в новую компьютерную программу стоимостью 500 000 канадских долларов (440 000 долларов США), полностью доступную для рыбаков, которые могут в любое время посмотреть, сколько выловлено рыбы из общего ОДУ и сколько ещё осталось.
В отрасли и правительстве пока довольны достижениями и будут продолжать решать проблемы, которые будут возникать во время испытательного срока плана.